Российский видеоигровой рынок за пять лет может вырасти на 20–30%. Об этом «Компьютерре» сообщил Владимир Вареник, сооснователь студии Mensa VR, управляющий партнер фонда Indie go Start, на презентации нового сезона «Фабрики видеоигр». О том, какие игры сейчас развивают в России, как Агентство креативных индустрий (АКИ) собирается помогать молодым командам в разработке и как планируют развивать видеоигровой рынок в России — читайте в материале.
Видеоигры как бизнес
На Московском пресс-туре от АКИ был объявлен прием заявок в четвертый сезон акселератора «Фабрика видеоигр». Цель мероприятия — популяризация игр в глазах общественности, сбор обратной связи у аудитории и привлечение инвесторов к потенциально успешным проектам. Это подтверждают опрошенные «Компьютеррой» разработчики-участники предыдущих акселераторов. Они поясняют, что поддержка оказывается как с проведением публичных тестов видеоигр, так и с маркетингом готовых проектов.
Среди представленных на стендах игр были:
- космический симулятор StarPaws от Blue Cat’s Games;
- балетный экшен-слэшер Tsarevna и экшен про коллекционирование существ Plushes от Watt Studio;
- ролевая игра в киберпанковом сеттинге Synchro от Komisoft;
- стратегия в реальном времени The Scouring от Orc Group;
- тактическая пошаговая РПГ-песочница Deadweight от Klukva games;
- Проект «Архангел» от Aeroplan games.
Также на стендах присутствовали разработки от Института бизнеса и дизайна B&D, «В час ночи по московскому времени» от yookond, «Пляшущие кости» от Lotter и Path For The Seeker от Paralesoid.
По словам Елизаветы Ишкиной, куратора направления «Гейм-дизайн» Института бизнеса и дизайна B&D, они тесно взаимодействуют с Агентством креативных индустрий и часто предлагают проекты своих выпускников для дальнейшей поддержки. Она отметила, что помощь студентам — это один из векторов развития и образования института.
«Мы считаем, что студентов нужно не только обучать, но рассказывать им, как превратить свои игры в коммерческий продукт. Наша главная задача это тоже заявить о себе и о том, какие сейчас есть талантливые молодые специалисты. Это наше будущее и будущее нашей индустрии», — рассказала она.

Как отметил Константин Бучнев, заместитель генерального директора по развитию креативных индустрий АНО «АКИ», на тестировании для прессы было представлено 10 игр. Из них пять — это проекты, разработанные участниками акселератора, которые уже получили инвестиции на 150 млн рублей.
«Мы создаем условия для того, чтобы индустрия развивалась. Наша главная задача, чтобы креативная индустрия видеоигр развивалась и экономически росла в цифрах. И в первую очередь — в Москве», — добавил он журналистам.
Инвестиции в индустрию и чего можно добиться
Владимир Вареник, основатель сообщества Indie GO, считает, что у российской игровой индустрии большой потенциал. По его мнению, в перспективе ближайших пяти лет, при сохранении среднегодового темпа роста, рынок видеоигр в России может вырасти на 20–30%.
«Наша задача — вместе с Агентством креативных индустрий сделать так, чтобы видеоигры стали заметной частью ВВП России», — отметил он.

Эксперт также отметил, что практика создания кластеров для разработчиков видеоигр показывает высокую эффективность. В качестве примера он привел Южную Корею, где индустрия видеоигр формирует около 5–7% ВВП страны. Именно поэтому АКИ занимается строительством кластера видеоигр и анимации в Сколково.
Как сообщили в пресс-службе агентства, проект предполагает создание около 40 тысяч квадратных метров специализированной инфраструктуры — офисов, коворкингов, студий захвата движения и лицевой анимации, а также звукозаписывающей площадки. В планах АКИ — сформировать полноценную экосистему со всем необходимым для реализации проекта: от идеи до дистрибуции.
По словам Константина Бучнева, в агентство уже поступило более 50 заявок на резидентство, однако их одобрять и рассматривать только после завершения ремонтных работ на объекте.
Игровой экспорт и внутренняя монетизация
По мнению Владимира Вареника, далеко не все игры способны окупаться исключительно за счет регионального рынка или локальных площадок. Он объясняет это высокой стоимостью разработки: чтобы проект стал рентабельным, необходим выход на международный рынок. Тем не менее, существуют исключения — отдельные игры зарабатывают основную часть дохода именно на внутреннем рынке.
« «Мир танков», «Калибр» больше всего зарабатывают в России. Но для большинства проектов такая модель не подходит. Поэтому я считаю, что нельзя игнорировать зарубежный рынок. Нужно всегда ориентироваться на международные продажи и стремиться максимально монетизировать продукт по всему миру».
Владимир Вареник, основатель сообщества Indie GO
Эксперт также рассказал «Компьютерре», что в России есть большой потенциал для развития видеоигрового туризма. Уже сейчас появляются проекты, напрямую подчеркивающие туристическую направленность. В качестве примеров Владимир Вареник упомянул игры «Сердце Алтая» и «Ориентир», созданные при поддержке заповедников. Эти проекты способствовали увеличению туристического потока в соответствующие регионы.
«Я думаю, что таких проектов станет больше, потому что у нас большая и красивая страна — есть на что посмотреть помимо Петербурга и Москвы», — добавил он.
Вывод
Российский рынок видеоигр имеет высокий потенциал роста — по оценке экспертов. Агентство креативных индустрий активно поддерживает развитие этой сферы: реализует акселерационные программы, помогает с маркетингом, а также строит специализированный кластер в «Сколково».
Уже есть примеры успешных проектов, получивших инвестиции и вышедших на рынок. Однако, как отмечают участники отрасли, для окупаемости большинству игр необходим выход за пределы локального рынка. Наряду с коммерческими проектами развивается и направление видеоигрового туризма, способствующее внутреннему турпотоку.
Все это подтверждает, что видеоигры становятся не только частью креативной индустрии, но и полноценным элементом экономического развития.