ФАС России потребовала пересмотреть новые правила для продавцов Wildberries и Ozon

Экспертный совет при ФАС России выявил риски ущемления интересов продавцов и покупателей в новых правилах маркетплейсов Wildberries и Ozon. По мнению экспертов, введенные механизмы работы с возвратами, системой скидок и хранением товаров требуют пересмотра и большей прозрачности.

Экспертный совет при ФАС России рассмотрел правила работы маркетплейсов Wildberries и Ozon, поступившие на фоне жалоб от представителей малого и среднего бизнеса в августе 2025 года. Члены совета пришли к выводу, что эти практики требуют пересмотра.

Со стороны Wildberries одним из ключевых изменений стало введение индекса остатка товара. Это нововведение привело к тому, что продавцы с низким индексом столкнулись с выбором: оплачивать хранение товара по повышенному тарифу, соглашаться на автоматическое применение скидок или вывозить товар со складов маркетплейса.

Также через «Конструктор тарифов» была внедрена практика оказания дополнительных услуг, от которых невозможно отказаться досрочно. Ранее использовавшийся инструмент «Привлекательная цена», побуждавший продавцов соглашаться на цены, устанавливаемые площадкой, был отменен Wildberries в конце сентября 2025 года.

Что касается Ozon, то с 1 октября 2025 года маркетплейс изменил правила обработки возвратов для модели FBS (схема, при которой предприниматели осуществляют продажу товара со своего склада, при этом оформив доставку Озон). Теперь возвращенные и отмененные заказы без претензий к качеству автоматически направляются на склады Ozon для последующей продажи, что, по мнению продавцов, ограничивает их возможности по распоряжению своим товаром. Кроме того, предприниматели отмечают сложности с самостоятельным вывозом товара со складов маркетплейса в связи с отсутствием гарантированной возможности забронировать время для вывоза.

Члены Экспертного совета оценили данные практики на соответствие Принципам взаимодействия участников цифровых рынков. В заключении экспертов указано, что действия маркетплейсов содержат риски ущемления интересов как продавцов, так и покупателей, и могут рассматриваться как навязывание невыгодных условий. Было рекомендовано доработать и скорректировать новые механизмы, обеспечив их прозрачность и учет интересов малого и среднего бизнеса. В случае невыполнения рекомендаций ФАС России примет меры антимонопольного реагирования.

Компания Wildberries & Russ прокомментировала заявление ФАС: «Wildberries как добросовестный участник рынка всегда следует рекомендациям ФАС России. По итогам заседания Экспертного совета ФАС России компания примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов. Ранее компания по итогам тестирования уже отказалась от инструмента «Привлекательная цена» и вернулась к логике работы, которая действовала до эксперимента».

В комментарии пресс-службы Ozon сказано, что компания с вниманием относится к требованиям ФАС и изучает обращение регулятора. В Ozon намерены продолжить диалог для решения спорных вопросов и сохранения прозрачных рыночных условий. «Ранее мы получили ряд вопросов и возражений от наших партнеров по процессу возвратов. Изучив обратную связь, мы поняли, что важно в первую очередь упростить процесс вывоза возврата со склада. Заявку на вывоз можно будет подать сразу после поступления товара на склад, а не через 30 дней. Кроме того, в ближайшее время разработаем и запустим функцию автовывоза всех возвратов со склада, чтобы продавец мог однократно настроить автоматический процесс. Это позволит не отслеживать свободные слоты на вывоз, а также выбрать удобную точку получения товара. По стоимости не будет отличаться от стандартной цены обратной логистики на модели FBS. Также мы дополнительно рассмотрим сложные случаи и категории, для которых новый процесс возврата критичен».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях