Искусство на рельсах open source

За последние десять-пятнадцать лет публика попривыкла к свободному софту. Словом «Linux» теперь уже никого не удивишь и среднестатистический пользователь худо-бедно уяснил смысл open source-модели. Однако применение её в иных, нежели программное обеспечение, сферах пока в диковинку даже для профессионалов, которым сам бог велел пользоваться этим активно. И тем интересней редкие пока истории успеха, в которых творчество замешано с открытыми исходниками. Один из таких примеров как раз сейчас в прицеле компьютерных СМИ — благодаря скандальчику, случившемуся на Kickstarter.

Если вкратце, на этом популярном ресурсе объявился человек, ставший собирать деньги на бумажное издание веб-комикса под названием «Pepper & Carrot». Кампания удалась, финансовая цель достигнута и в сентябре участники получат свои книги. Вот только вскрылась одна неувязка: оказалось, что комикс… как бы сказать помягче… позаимствован без спросу, то есть истинный его автор к сбору средств отношения не имеет. Настоящий автор узнал о происходящем случайно, связался с инициатором краудфандинговой кампании, и… нет, не стал судиться, требовать удалить контент или вообще хоть как-то препятствовать попытке заработать на своём труде. Он лишь попросил указать своё имя и дать ссылку на свой сайт.

Что за меценат такой? Знакомьтесь: Девид Ревой, гражданин Французской Республики, талантливый художник, линуксоид, участник разработки нескольких свободных программных продуктов, но главное — человек, рискнувший и сумевший применить модель open source для художественного творчества.

P&C-0

Биография Ревоя до того, как он столкнулся со свободным софтом, в общем типична. Вырос в семье среднего достатка, с детства рисовал на бумаге и пробовал на компьютере (со скидкой на технологии тех лет: начало 90-х, MS-DOS, VGA), но за соответствующим образованием не пошёл, ограничившись, кажется, лишь курсами промышленного дизайна. Тем не менее самостоятельную жизнь после школы он начинает вольным художником: его «училищем» стали улочки курортного городка, где он зарабатывал портретами/натюрмортами.

Со временем, перейдя на более серьёзные темы, он задействует цифровую «кисть» и понимает, что ему интересна модель open source. За нулевые осваивает Blender, GIMP, другие свободные приложения для рисования, перебирается на Linux и, в конце концов, открывает для себя графический пакет Krita (свободно доступен во всех популярных Linux-дистрибутивах, версии есть и под MS Windows, OS X), ставший его любимым инструментом. Но Ревой не просто заменил проприетарный софт свободным, он применил свободную модель творчески.

P&C-2

Проектом, прославившим его, стал тот самый комикс, «Pepper & Carrot». Девид начал рисовать его чуть больше года назад. Это история молодой ведьмочки и её кошки, рисованная словно бы для детей (без жестокостей и вообще «взрослого» контента), но тем не менее собравшая многотысячную аудиторию вполне взрослых поклонников. Впрочем, могло ли быть иначе? У Ревоя несомненный зрелый талант. Однако есть в успехе P&C и заслуга техники. И дело не в том даже, что наброски делаются на бумаге, а доводятся до ума на компьютере, но прежде всего в том, что Ревой рискнул вести «разработку» комикса под свободной лицензией.

Для этого он избрал одну из лицензий семейства Creative Commons (которое, собственно, и создавалось под творчество, в отличие от GPL/BSD/MIT и прочих, предназначенных для софта), а именно CC Attribution. Несколько упрощая, она позволяет всякому желающему использовать работы Ревоя прямо или модифицируя их, безвозмездно или зарабатывая на этом, и требует лишь всегда указывать имя автора и давать ссылку на оригинал (ну и ещё предоставлять получателям те же права). Со своей стороны Девид делится не только результатом, но и всеми промежуточными наработками, включая черновики, цифровые заготовки и всевозможные кисти, видеозаписи процесса рисования и даже обучающие материалы, сделанные им по ходу работы. Его творческий процесс почти абсолютно прозрачен и каждый может воспользоваться любым его элементом, либо просто получать удовольствие, «стоя за спиной» художника, пока тот творит.

P&C-3

По признанию самого Ревоя, когда он только планировал P&C и советовался с женой, та назвала идею публикации комикса под свободной лицензией сумасшедшей. И по-своему, по-обывательски, она, конечно, права. Из опыта программного обеспечения хорошо известно, что на свободном контенте не зарабатывают прямо (т.е. продажей), необходимо придумать что-то ещё, как-то ещё быть полезным обществу, чтобы с такого проекта жить. К счастью, по крайней мере в художественном творчестве и в настоящий момент ситуация слегка иная: в пользу художника. Коммерческую часть проекта Ревой построил, обратившись к помощи краудфандинга.

Через Patreon.com (этакий кикстартер для художников, музыкантов, писателей и прочих творцов свободных жанров) он организовал сбор средств под каждый новый эпизод P&C. На рисование его уходит примерно месяц, за который поклонники собирают сумму под тысячу долларов. Цифра растёт — и хоть «железной» уверенности в будущем у Девида по-прежнему нет (это вам не контракт с издателем, где гонорар гарантирован!), комикс уже в состоянии обеспечить ему скромное существование. Если же удастся собирать больше — на что автор, конечно, надеется — цели тоже обозначены: сперва он сделает P&C своим главным «местом работы», потом наймёт помощников и превратит комикс в мультимедийный проект, а там и построит студию, которая не только выведет ведьмочку на большой экран, а ещё и откроет интернет-школу.

P&C-4

Опыт Ревоя — поставившего творчество на рельсы open source — ценен демонстрацией труднопредсказуемых приятных и неприятных моментов. Начать с того, что отсутствие издателя пока приносит сплошную выгоду: пойди Девид классическим путём, издатель не только закрыл бы доступ зрителей в мастерскую, а и конечно заставил бы сделать ведьмочку постарше, размер груди побольше, и вообще добавить сексуальности и прямоты, свойственной жанру комиксов, каким мы его привыкли видеть (основной потребитель: подросток мужского пола). Потом, нарушители авторских прав — вроде того, который продаёт работу Ревоя через Kickstarter — естественно объявились, но ладить с ними оказалось на удивление легко: ведь денежного возмещения Девид не требует, для соблюдения лицензионной чистоты достаточно указать истинного автора.

Однако свободная модель показала себя не лучшим образом в ситуации с неоднозначно понимаемым контентом. У Ревоя, естественно, есть работы и помимо P&C, и одна из них — гениальная картина «Инь и Ян мирового голода» — в смысле причинённых хлопот стоит всех остальных. Изображает она светлокожего упитанного и темнокожего голодающего людей, втиснутых в ограниченное пространство.

Инь и Ян мирового голода (Девид Ревой).
Инь и Ян мирового голода (Девид Ревой).

В чём проблема? В свободе, которую получают зрители: они ведь вправе копировать и модифицировать картину без спросу. Но, согласитесь, даже если просто лишить её заголовка, сюжет будет скорее понят как заявление на тему расовой розни. Так что Ревой был вынужден опубликовать её хоть и под свободной, но весьма жёсткой лицензией (СС BY-NC-ND: вариант Creative Commons, запрещающий, в частности, модификацию) — и даже в таком виде она раздражает многих, так что художник получает гневные письма, а порой и угрозы.

И всё-таки… Всё-таки выходит так, что в случае с Девидом Ревоем выгода от использования модели open source перевешивает недостатки. А вопрос, конечно, в том, насколько этот результат воспроизводим произвольно взятым художником (или музыкантом, писателем). Сам Ревой не пытается делать каких-то далеко идущих выводов. Но, возможно, вас обнадёжит тот факт, что и вообще техническим аспектам он придаёт небольшое значение. Главное, говорит Девид, это контент. Талантливы, вам есть что сказать? Трудитесь, не стойте на месте, а успех догонит!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях