Что погубило браузер Opera и чем займутся его создатели в будущем

IT-рынок
автор: Кирилл Тихонов  19 февраля 2013

Неделю назад стало известно о прекращении разработки браузера Opera, переходе на WebKit и сокращении сотрудников, которые трудились в норвежской компании Opera Software. Это стало неожиданностью. Судя по финансовым отчётам, дела компании шли совсем неплохо. Зачем же потребовались настолько радикальные меры?

Для начала хотелось бы прояснить один вопрос, который может вызывать сомнения: того браузера, который мы знали, действительно больше нет. Если бы обычный движок Opera просто заменили на WebKit, это было бы не очень приятно, но не смертельно. Однако в Opera Software планируют сделать совсем не это.

Следующая версия Opera будет использовать не только WebKit. Она будет основана на Chromium — открытом коде браузера Chrome. Это имеет смысл только в том случае, если новая «опера» будет отличаться от Chrome лишь незначительными мелочами. Если бы в компании планировали выпустить приложение, которое ничуть не похоже на Chrome, от кода Chromium не было бы никакого толка — его всё равно пришлось бы переписать почти полностью.

Причины, которые подтолкнули Opera Software к полной перестройке, можно найти в тех самых финансовых отчётах, которые сообщают о росте доходов.

Попробуем разобраться, на чём зарабатывает эта компания. В далёком прошлом всё было просто и понятно: браузер Opera распространялся на условиях shareware. Пробная версия, которую можно было скачать бесплатно, снабжалась рекламным баннером, отъедающим приличную долю и без того небольшого экрана. Чтобы избавиться от него, пользователям приходилось платить за полную версию Opera.

Фотографии телефонов из старых финотчётов Opera вызывают ностальгические чувства

Фотографии телефонов из старых финотчётов Opera вызывают ностальгические чувства

Этот источник дохода иссяк почти десять лет назад, но к тому времени к Opera для ПК добавилась Opera Mobile, предназначенная для карманных компьютеров. Ещё через пару лет появился браузер Opera Mini, который работает на самых примитивных и маломощных мобильных телефонах. Opera Mobile и Opera Mini отодвинули Opera для ПК на вторые роли — во всяком случае, в финансовых отчётах.

Норвежская компания сумела построить бизнес на технических ограничениях, отличавших мобильные и встраиваемые устройства, которые были в ходу в прошлом десятилетии. Opera Mini и Opera Mobile без проблем шли на таком железе и таких каналах связи, которые создатели Mozilla или WebKit видели только в кошмарных снах.

Ничего подобного в тот момент не мог предложить никто. В карманы Opera Software потекли деньги операторов связи и производителей телефонов. К 2009 году отчисления, которые выплачивают компании, использующие в своих продуктах мобильные версии Opera, заметно превосходили доходы, даваемые обычной «оперой» для персональных компьютеров.

Opera в Африке

Opera в Африке

Однако уже тогда над Opera Software сгущались тучи. С каждым годом мобильные устройства становились мощнее, а связь — быстрее и дешевле. На современных смартфонах нет нужды экономить каждый килобайт, а LTE не требует специальных прокси, сжимающих контент.

Мало того, теперь каждая мобильная платформа снабжена встроенным браузером, который если и уступает аналогу, разработанному в Opera Software, то не сильно. Opera Mobile, подобно Opera для ПК, начала превращаться в «альтернативный» браузер, который устанавливают только немногочисленные любопытные пользователи.

Доля современных смартфонов на рынке стремительно растёт — и рост не прекратится до тех пор, пока они не поглотят весь рынок целиком. Аналитики отпускают простым мобильным телефонам ещё два или три года, не больше. Это смертный приговор Opera Mini.

До сих пор на руку Opera Software работала неравномерность прогресса. Современные смартфоны и быстрая дешёвая связь пока доступны не всем и не везде. В первую очередь они захватили крупные города и богатые страны. Мест, где не знают ничего лучше пуленепробиваемой Nokia и неровного GPRS, остаётся всё меньше, но они есть.

Создатели Opera это давно поняли — и приложили все усилия для того, чтобы найти партнёров в третьем мире. Сообщения о заключении сделок с операторами связи во всё более экзотических местах содержатся почти в каждом квартальном отчёте. Последние завоевания Opera Software — Вьетнам и Чили.

Рост количества пользователей браузеров Opera на обычных мобильниках (красный график) замедлился по сравнению со смартфонами (синий график)

Рост количества пользователей браузеров Opera на обычных мобильниках (красный график) замедлился по сравнению со смартфонами (синий график)

Однако вечно бегать от прогресса не получится. Это подтверждает даже та статистика, которую публикует сама Opera. Рост количества пользователей на простых мобильных телефонах почти сошёл на нет.

Всё это — далеко не новость. Куда дует ветер, было ясно ещё несколько лет назад. В ноябре 2010 года я писал в статье «Есть ли будущее у Opera«:

Вряд ли в Opera Software не догадываются о нависшей над компанией угрозе. Скорее всего, наоборот: знают о ней такие подробности, о которых мы с вами и не догадываемся. Недавняя покупка фирмы AdMarvel, занимающейся мобильной рекламой, свидетельствует о том, что в Opera Software уже пытаются отыскать новые бизнес-модели. Получится ли?

Теперь можно не гадать. Разберём последний квартальный отчёт компании и посмотрим, что получилось.

Сразу бросаются в глаза новые источники дохода, которые не фигурировали в отчётах два года назад. Покупка AdMarvel была верным решением. Почти треть доходов Opera Software в четвёртом квартале 2012 года принесла мобильная реклама. Темпы роста впечатляют: по сравнению с четвёртым кварталом 2011 года рекламные доходы увеличились почти в пять раз.

Ещё один источник дохода, не упоминавшийся в 2010 году, — это мобильные пользователи. Они дают не так уж много — всего 4,6 миллиона долларов за квартал, однако стопроцентный рост по сравнению с аналогичным периодом 2011 года не позволяет от них отмахнуться.

По другим пунктам всё не так радужно. Производители телефонов утратили желание платить за право установить Opera Mobile на новый телефон. К концу 2011 года доля производителей телефонов в доходах Opera Software упала до 5,8 процента и составила 2,5 млн долларов. Но на этом падение не остановилось. В четвёртом квартале этот источник дохода усох до 300 тысяч долларов в квартал.

Производители электроники — главным образом телевизоров и телевизионных приставок — пока сохраняют верность Opera, но заметного роста не наблюдается. Примерно та же ситуация с операторами связи, которые принесли 17,3 процента доходов Opera Software в четвёртом квартале 2012 года.

revenue

Иными словами, источники дохода, на которые в Opera Software полагались в прошлом, в лучшем случае стагнируют, в худшем — тают на глазах. Если бы не мобильная реклама, которой компания занялась всего два года назад, сегодня ей приходилось бы считать убытки.

Ещё важнее другое: лишь 35 процентов доходов дают непосредственно браузеры. Остальное приносит деятельность, либо не связанная с браузерами вообще (например, мобильная реклама), либо связанная с ними лишь косвенно (например, сервисы, предоставляемые операторам связи). И именно на эту долю приходится основной рост.

Последнее приобретение компании — американский стартап SkyFire — свидетельствует, что в скором времени зависимость Opera Software от браузеров сократится ещё сильнее. Сервис сжатия видео «на лету», разработанный SkyFire, станет частью одной из новых услуг для операторов связи. Он, как и другие новые услуги, может использоваться любыми браузерами или мобильными приложениями.

Если знать всё это, то понять логику людей, которые свернули разработку браузера Opera, становится проще. Можно предположить, что они решили не цепляться за браузеры, постепенно превращающиеся в тормоз развития компании, и попытаться выжать пользу из реального богатства Opera Software — партнёрских отношений с многочисленными операторами связи и производителями электроники.

В будущем, которое они готовят для компании, никто не будет помнить, что она когда-то занималась браузерами. Opera Software зарабатывает на обслуживании разработчиков мобильных приложений и операторов связи, которым нужна мобильная реклама, аналитика или средства сжатия контента.

Переход на WebKit призван сгладить трансформацию. Какой движок стоит внутри Opera Mobile, скорее всего, заинтересует немногих. Значительная переделка Opera для ПК может ускорить отток пользователей, но даже в худшем случае он не будет мгновенным. Его скроют уменьшение расходов на разработку и рост других источников доходов.

Верна ли моя догадка, и если да, то насколько разумен и дальновиден этот план, мы узнаем совсем скоро.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Opera с возу, но Сети не легче: чем аукнется усыхание разнообразия браузеров?
Opera с возу, но Сети не легче: чем аукнется усыхание разнообразия браузеров?
WebKit в «Опере»: какое будущее ждёт независимый браузер
WebKit в «Опере»: какое будущее ждёт независимый браузер
Вот как будет выглядеть и работать новая Opera, использующая WebKit
Вот как будет выглядеть и работать новая Opera, использующая WebKit
  • Shpankov

    Отличный анализ, спасибо.

    Я бы только добавил такой момент. Если построить аналогию с представлениями древних об устройстве мира, то получается такая картинка: мир (в данном случае — компания Opera Software) покоится на трёх слонах (предположим — бизнес-направления: реклама, сервисы и embedded-решения), которые, в свою очередь, стоят на черепахе (собственно продукт). Что произойдёт с миром, если убить черепаху?

    • vlkamov

      Придется найти новую, незанятую никем черепаху.

  • serega124

    >> Это имеет смысл только в том случае, если новая «опера» будет отличаться от Chrome лишь незначительными мелочами.

    Откуда такие абсурдные мысли? Если новая Опера будет отличаться от Chrome лишь незначительными мелочами — то, как раз, наоборот: нету никакого смысла делать очередной форк Хромиума!
    Лояльные пользователи сидят на опере из-за того, что это Опера со всеми ее плюшками. В противном случае сами бы перелезли на другой браузер и новый Хромиум с иконкой оперы их уже не заинтересует.

    >> Если бы в компании планировали выпустить приложение, которое ничуть не похоже на Chrome, от кода Chromium не было бы никакого толка — его всё равно пришлось бы переписать почти полностью.

    Вы еще и в разработке браузеров разбираетесь? Вместо голого webkit проще взять готовую связку webkit+V8, которая уже может рендерить страницы.

  • похоже на правду

  • Для большого числа сисадминов поколения нулевых Опера была примером для подражания, символом того, как небольшая норвежская компания создала один из самых запоминающихся браузеров на территории бывшего СССР, в котором были инновационные разработки и возможность быстро работать на малых скоростях и особая в России страсть к шароварным программам. :))))
    Для многих этот браузер является ассоциацией с их молодостью :) Я думаю, что после трансформации браузера вот такие верные поклонники останутся. Возможно, в западных странах и будет отток пользователей, ибо там с самого начала он не прижился.

  • ДжонСноу

    «Я приношу свою искреннюю благодарность людям, которые продемонстрировали мне, что опера – вещь гораздо более странная, чем мне казалось прежде. Пожалуй, самой лучшей благодарностью будет, если я вовсе не стану упоминать здесь их имена.»

    — Пратчетт

  • ДжонСноу

    «Firefox отличный браузер, и навсегда останется в памяти» — Vertex

  • Если это будет тупой форк хромиума, то я с сожалением буду вынужден признать, что мой 11-тилетний опыт пользования этим чудо-браузером на этом и закончится.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"