Последнее предупреждение: США переходят на новый — образовательный! — режим борьбы с пиратами

Вы можете представить свой обычный день без нелицензионных «торрентов»? Пусть тот из вас, кто готов прямо сейчас от них отказаться, поднимет руку (листайте к комментариям): готов поспорить, вас наберётся немного. А вот интернет-пользователям в Соединённых Штатах предстоит от торрентов отвыкать. Как раз в эти дни там начинает работу «антипиратская система шести предупреждений» Copyright Alert System (CAS). Большой день для Америки.

По ряду причин, которые будут изложены ниже, запуск CAS был непростой задачей: путь от концепта до готовой системы занял больше двух лет — и мне довелось следить за этим процессом на всём его протяжении (см. колонки в Национальной Деловой Сети, «Что такое хорошо и что такое плохо«, «Перевоспитать пирата«). Только на прошлой неделе последние спорные моменты были, наконец, утрясены, и не сегодня — завтра граждане США начнут получать свои первые повестки. К счастью, не в суд. Идея и изюминка CAS как раз в том, чтобы отказаться от насилия, со времён Napster практиковавшегося против лиц, подозреваемых в интернет-пиратстве. Отказаться в пользу сравнительно мягкого наставления на путь истинный.

Итак, сетяне, замеченные в скачивании или раздаче музыки, фильмов, телевизионного контента, прав на просмотр и распространение которого у них нет, получат в свой электронный почтовый ящик одно за другим до шести писем. Смысл посланий сводится к простому: вы совершили противоправное деяние, и лучше бы вам одуматься, пока вами не заинтересовались органы. Если нарушения продолжаются и после шестого предупреждения, клиенту могут уменьшить скорость доступа в интернет, принудительно перенаправить его браузер на страницу с обучающими материалами по авторскому праву, заставить прослушать тот же материал по телефону.

Плохой, плохой мальчик! Так издеваются над сторонниками CAS её противники. За предупреждением следует строгое предупреждение, потом очень строгое, потом самое строгое и так далее. А через год все долги обществу списываются: амнистия!
Плохой, плохой мальчик! Так издеваются над сторонниками CAS её противники. За предупреждением следует строгое предупреждение, потом очень строгое, потом самое строгое и так далее. А через год все долги обществу списываются: амнистия!

От случая к случаю меры могут меняться, отражая внутреннюю политику конкретного интернет-провайдера или правообладателя. Дело в том, что CAS — частная инициатива, плод сотрудничества крупнейших американских провайдеров и авторских ассоциаций: среди её основателей — всем известные RIAA и MPAA (музыка и кино), кабельные операторы AT&T, Comcast, Time Warner и некоторые другие. Все они действуют под флагом Центра авторских прав (CCI) — организации, учреждённой специально для эксплуатации CAS.

Вот так! Никаких штрафов, судебных исков, и даже договор с клиентом-рецидивистом провайдер рвать не вправе. Но бесполезность «шести предупреждений» — кажущаяся. Авторы CAS надеются устранить с их помощью больную проблему современного общества: безграмотность обывателя в вопросах авторских прав. За полторы декады борьбы с интернет-пиратами выяснилось, что подавляющее большинство нарушителей (на этот счёт есть разные данные, но мне нравится цифра «двое из каждых трёх») качают и делятся нелицензионным цифровым контентом исключительно по незнанию. Они не понимают, что, скачивая копию фильма с ближайшего торрент-трекера, скорее всего нарушают закон. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, но в данном случае незнание всё-таки следует признать смягчающим обстоятельством: за те же полторы декады стало ясно, что только угрозами заставить обывателя усесться за учебники по праву не удастся. Зато, получив серию предупреждений, разъясняющих смысл совершённого проступка, рядовой сетянин, возможно, задумается.

Таким образом, для Америки начинается новая эпоха. В прошлом остаются грубые, больше похожие на вымогательство претензии к несчастным интернет-пользователям, пойманным на пиратстве (вспомните, как это было десять лет назад: «Наказание и преступление«). Нарушил? Получи предупреждение. Пропустил мимо ушей? Получи второе, более подробное. В третьем, возможно, попросят подтвердить получение, в четвёртом — позвонить на горячую линию, консультантам по авторским правам. Ничего особенно страшного, но и рассчитывать на полную безнаказанность тоже не следует. Тот факт, что среди организаторов CAS фигурируют печально известные RIAA и MPAA, позволяет предположить, что после шестого предупреждения досье пользователя-рецидивиста могут таки передать правоохранительным органам или использовать для обращения в суд.

Тем временем случилось и ещё одно важное событие: Международная федерация звукозаписи (IFPI) известила, что впервые с конца 90-х музыкальная индустрия показала пусть крохотный, но прирост продаж. Среди драйверов роста - аудиофайлы, подписные музыкальные интернет-сервисы.
Тем временем случилось и ещё одно важное событие: Международная федерация звукозаписи (IFPI) известила, что впервые с конца 90-х музыкальная индустрия показала пусть крохотный, но прирост продаж. Среди драйверов роста — аудиофайлы, подписные музыкальные интернет-сервисы.

Такой — прогрессивный! — подход, очевидно, мягче практиковавшихся раньше безоговорочных репрессий. Но и здесь правозащитники встали в позу. За последние два года идея «шести предупреждений» была подвергнута ожесточённой критике — и поток её не иссяк по сей день. Сомневающихся беспокоит буквально каждая запятая. К примеру, как и кто будет определять, является ли копия, скачанная конкретным пользователем, нелицензионной? Тот факт, что на контент-единице стоит значок копирайта, ещё не означает, что её нельзя распространять: в каждом конкретном случае хорошо бы разобраться, под какой лицензией данный файл издан, на каких условиях.

А как быть с доктриной fair use — так называемым «добросовестным использованием» контента в личных целях (в России существует аналогичное понятие «свободного использования», без выплаты вознаграждения и согласия правообладателя)? А кто и как будет следить за сетянами? Провайдеры клянутся, что станут мониторить только файлообменную активность, но можно ли в данном случае верить на слово? И что делать владельцам открытых точек беспроводного доступа — энтузиастам, хозяевам кафе и пр., через которые, вероятно, сидят многие нарушители? Несправедливо присланные предупреждения можно обжаловать, но для этого придётся уплатить взнос (35 долл.), который вернут только в случае положительного вердикта.

Самое же печальное, что, при всех названных выше недостатках, систему «шести предупреждений» называют ещё и беззубой. Потому что направлена она фактически только против пользователей BitTorrent-ресурсов. А ведь век файлообменных сетей заканчивается! На смену Napster, KaZaA, Gnutella, BitTorrent идут локеры и потоковые сервисы. Оглянитесь: сегодня очень многое можно скачать с локеров, подобных скандальному MegaUpload, получив ссылку на файл от друзей или в тематическом форуме. Если же речь о медиаконтенте — музыке, фильмах, телешоу, качать его зачастую и вовсе необходимости нет: в приличном качестве его можно посмотреть прямо в браузере, с тысяч сайтов, вещающих в Веб. Скажем, из российской соцсети ВКонтакте, где сосредоточена, кажется, крупнейшая на планете фонотека.

Отсюда парадоксальный вывод: американские правообладатели и провайдеры… опоздали! Прежде чем запускаться, им стоило посмотреть за океан, на французских коллег — которые эксплуатируют аналогичную систему (HADOPI, см. «Перевоспитать пирата«) с конца нулевых. Французы подошли к вопросу более жёстко: у них всего три предупреждения с последующим отключением гражданина от Сети и, возможно, преследованием через суд. Но ещё важнее, что, разослав миллионы писем, они как раз сейчас переходят от файлообменников к атаке на потоковые сервисы и локеры. Похоже, именно здесь развернётся следующее большое сражение с нарушителями авторских прав.

В статье использованы иллюстрации Stacey, Kodomut

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях