В глаза смотреть! Как и для чего рекламный щит научили видеть

Рекламная индустрия не даёт нам скучать — и это, пожалуй, единственный её плюс: со всем остальным справится и просто молва. Вместе с тем последние лет двадцать в мире офлайновой рекламы выдались скучными: пока в виртуальном пространстве крушили друг друга тектонические плиты новых принципов и парадигм адвертайзинга, офлайн разве что перешёл на использование электронных экранов вместо традиционной бумаги. Но зашевелился и офлайн. Вслед за бытовой электроникой, взявшей курс на «умные» устройства, уличные рекламодатели занялись экспериментами с «умными» рекламными точками. Последний пример — инициатива европейской конторы Amscreen, собравшейся в течение следующих месяцев научить все свои наружные экраны буквально распознавать, кто стоит перед ними, и даже, возможно, реагировать на зрителя.

Фантасты эту тему давно отработали: вспомните хоть «Особое мнение», где баннеры кличут главного героя по имени. Но то кино, а вот сработает ли подобное в реальности? В Amscreen уже год ведут бета-тестирование и уверены, что сработает. Amscreen, вдохновителем и председателем совета директоров которой стал британский барон Алан Шугар (основатель легендарной Amstrad), эксплуатирует одну из крупнейших европейских сетей электронной наружной рекламы. Попросту у неё свыше шести тысяч дисплеев, установленных в самых разных местах, от банальных торговых центров и автозаправок до стадионов и госпиталей, еженедельно охватывающих около 50 миллионов человек. И в ближайшее время каждый её экран будет оснащён технологией OptimEyes (видеокамера плюс специальное программное обеспечение), что позволит установить полную обратную связь: зритель будет наслаждаться рекламой на экране, а экран — зрителем.

С помощью OptimEyes экран «читает» лица: анализирует пропорции лица каждого человека, оказавшегося в непосредственной близости, и определяет его пол, прикидывает возраст, фиксирует, устремлён ли взгляд на экран или человек просто прошёл мимо, даже оценивает степень интереса к демонстрируемому в данный момент контенту. Зная точные время и место действия, представьте, какие перспективы это открывает для рекламодателей!

Прежде всего становится возможной точная оценка аудитории: как много народу, когда и насколько внимательно просмотрело то или иное объявление. Далее, с привлечением новых функций можно организовать невероятно точный для офлайновой рекламы таргетинг: выбрать час или минуту, когда в толпе преобладают люди нужного типа (например, молодые мамы), даже «целиться» в конкретных индивидов — скажем, запоминая прохожих и их интересы, привычки. Можно заняться оптимизацией — оценивая реакцию клиентопотока на разные варианты одного объявления, чтобы выбрать в конце концов версию, привлекающую больше внимания. Наконец, то, что прохожий, поглощающий рекламу с экрана, не понимает и не ожидает, что в этот же самый момент экран изучает его самого, тоже является ценным свойством: человека застали врасплох, можно изучать его естественную реакцию.

Как нескромно утверждают в Amscreen, её умная офлайновая рекламная сеть будет крупнейшей в своём роде, и это похоже на правду. Но вообще идея уже какое-то время носится в воздухе. Скажем, «умные» телевизоры в принципе способны понимать, что происходит по эту сторону экрана — а значит, могут, скажем, выбрать рекламный ролик, соответствующий моменту: кондитерских изделий, если семья собралась ужинать, или резинотехнических, если на диване зафиксирован поцелуй (см. «Горе от ума»). Но такой телевизор ещё предстоит построить (точнее, написать приложения). А вот манекены Almax Italy, демонстрируя свежие наряды, одновременно с помощью встроенных видеокамер уже следят за посетителями в магазинах Европы, собирая, в общем, ту же информацию, что и «умный» экран Amscreen (пол, возраст, раса, порция внимания). Вскоре производитель обещает научить их распознавать речь, выделяя из подслушанных разговоров ключевые слова.

К сожалению, картины, нарисованной в «Особом мнении», в реальности, конечно же, не получится. (А было бы весело, согласитесь!) Не будет идентификации прохожих, потому что живём мы не кинофантазии, где применимость идеи определяется исключительно её технической осуществимостью. В обычном мире даже гиганты электронного бизнеса шарахаются от формулы «распознавание лиц» как от огня. Вспомните: Facebook чуть было не заставили отказаться от функции автоматического узнавания друзей на фотографиях (только друзей, на большее алгоритм не способен; см. «Для чего Фейсбуку знать вас в лицо»), а Google недавно — даже зная наверняка, что запрет чисто символический и обойти его ничего не будет стоить, — объявила, что не потерпит приложений, распознающих лица, для очков Glass. Так что едва ли Amscreen станет рисковать в одиночку.

Впрочем, и отказ от узнавания людей в лицо ещё не гарантирует приверженцам «умной» офлайновой рекламы спокойной жизни. Дело в том, что информация о прохожих собирается без их, прохожих, ведома и согласия. И пусть она даже обезличена, но собирают её с чётким намерением извлечь выгоду. Следовательно, предупреждают эксперты по праву, рано или поздно такая практика приведёт рекламщиков в суд. В той же Amscreen это явно понимают, потому что не ленятся уточнять: мол, мы не распознаём лица, а всего лишь анализируем отдельные черты и формы, и законов, таким образом, не нарушаем. Аргумент наивный, но пока не припекло, сгодится и он.

А завтра… Завтра не удивляйтесь, если, забежав в какой-нибудь прогрессивный бутик вроде «Бенеттона» или H&M (а может быть, даже и на входе в торговый центр типа «Меги») вы получите листок с набранным мелким шрифтом пользовательским соглашением. Знаете, вроде того, какое предлагают подмахнуть при регистрации на крупных сайтах. Чтоб не было претензий позже, когда вы поймёте, что за вами наблюдают.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях