Вирусы, управляющие миром, и чудесная история Fab.com

Мы остановились на том, что у «тайного клуба миллиардеров» (компаний с капитализацией свыше миллиарда долларов, сложившейся не традиционным путём go public, а через частные инвестиции), помимо лежащего на поверхности мотиватора «дешёвых, но сердитых» услуг и товаров, есть и другая изюминка, играющая роль волшебной палочки-выручалочки. Речь, разумеется, не идёт о том, что всякому, кто избирает себе некую заранее известную нишу на рынке, гарантируется финансовый успех и — тем более — вступление в клуб миллиардеров, а лишь о том, что все участники клуба каким-то волшебным образом оперируют в тех направлениях рынка, которые… Скоро узнаете!

В качестве иллюстрации идеи я выбрал из списка The Wall Street Journal компанию Fab.com, которая по последней прикидке, проведённой в июне 2013 года, оценивалась в $1,2 млрд. Пример этот я предлагаю читателям не потому, что испытываю какие-то особо тёплые чувства к данному проекту (завсегдатаи «Голубятни» догадаются, что как раз наоборот 🙂 ), а потому, что он лучше остальных иллюстрирует механизм действия палочки-выручалочки.

Fab.com сегодня едва ли не самый модный и успешный портал для flash sales дизайнерской одежды (flash sales — краткосрочные периоды, обычно два–три дня, когда очень дорогие и модные товары продаются в рекламных целях с головокружительными скидками), появился на свет в апреле 2010 года. Однако тогда, четыре года назад, ни о какой торговле речи не было. Как не было и названия Fab.com, а была специализированная социальная сеть для гомосексуалистов Fabulis.com.

Запустил проект в Нью-Йорке Джейсон Голдберг, очень влиятельный (в своё время работал в администрации Белого дома у Билла Клинтона) и очень опытный (проекты Socialmedian, Xing и Jobster) вольный предприниматель. За первые четыре месяца Fabulis набрал почти полмиллиона пользователей — видимо, исключительно на волне инновационной оригинальности («Наконец-то появилась и у НАС родная социальная сеточка!»). Однако затем кулуарный ажиотаж (под словом «кулуарный» в данном случае я понимаю узко специализированную аудиторию социальной сети Голдберга) спал, произошло охлаждение, и социальная сеть Fabulis сократилась к исходу первого года существования до 400 тысяч участников.

У Джейсона Голдберга были «душа» и «вдохновение» — соучредитель Fabulis и её креативный директор Бредфорд Шеллхаммер, дизайнер по профессии с голубыми глазами и подкупающей улыбкой вечного школьника. В трудовом коллективе социальной сети Голдберг был «папой» (к которому сотрудники ходили просить деньги), а Шеллхаммер — «мамой» (которая распределяла социальные льготы и бонусы). Впрочем, никаких отношений за рамками чисто делового сотрудничества у ребят не было (у Джейсона Голдберга по жизни есть другой «муж», равно как и Бредфорд Шеллхамер в прошлом году вышел замуж за русского человека Георгия Балинова). Короче говоря, не зацикливайтесь, дорогие читатели, на «специфике» социальной сети Fabulis, потому как своим колоссальным материальным успехом проект обязан совсем не тому, о чём вы думаете.


Целый год Голдберг и Шеллхаммер пытались отправить Fabulis в большое плавание, но ничего не выплывало. Для раскрутки сети были привлечены самые звёздные имена нью-йоркского «профильного» лобби (с акцентом на индустрию развлечений и fashion, в которой, как известно, каждый второй — потенциальный член «нашего палисадника»), однако дело продвигалось ни шатко ни валко: рост пользователей социальной сети замедлился (видимо, достигнув своего естественного предела — того самого полумиллиона активистов), и перспектив внутри выбранной парадигмы не было никаких.

В мае 2011 года портал поменял своё называние — на Fab.com — и принципиально перепрофилировался — с социальной сети на онлайн-салон уже помянутых flash sales дизайнерской одежды и аксессуаров. Главным креативным двигателем продаж служили ставка на «внутреннее потребление» (то есть покупать на Fab.com можно было только членам «нашего палисадника») и фича под названием Live Feed, которая однозначно не могла бы работать ни на какой другой площадке, кроме социальной сети для гомосексуальной публики.

Live Feed предполагает огласку в режиме реального времени всех покупок, которые совершаются участниками социальной сети. То есть вы понимаете: я купил себе розовые трусики — и сразу же все мои «френды» (да и просто любые желающие из членов «палисадника») оповещаются об этом замечательном событии. Разумеется, Live Feed можно было отключить, однако никто этого в Fab.com не делал, потому что в данной тусовке подобные анонсы смотрелись самым цимесом!

Для того чтобы оценить все своеобразие «профессиональной среды», можно вспомнить о многочисленных попытках торговать, которые предпринимались в Facebook, Twitter и прочих социальных сетях широкого профиля. Все они завершились, что называется, epic fail, потому как онлайн-магазин и социальная сеть как-то уж очень плохо совмещаются друг с другом.

Можно было предположить, что у Fab.com, принимая во внимание потенциальный успех Live Feed и своеобразие «палисадника», торговля должна была пойти на ура, да вот как бы не так! После превращения узкопрофильной сети Fabulis в узкопрофильный же магазин Fab особых доходов у Голдберга и Шеллхаммера не прибавилось. 400 тысяч членов ближнего круга (которые через полгода после начала дизайнерских продаж расплодились до миллиона), конечно, свои дизайнерские розовые трусики покупали, но до «тайного клуба миллиардеров» проекту было как до Луны.

И тут случился эпохальный прорыв: в сентябре 2012-го, почти полтора года спустя после запуска портала с торговым профилем, Fab.com радикально меняет всю парадигму ведения бизнеса и отказывается от концепции members only, продаж только для членов «нашего палисадника»! Впредь для того, чтобы купить модную дизайнерскую шмотку по суперцене, не нужно было ни регистрироваться на портале, ни тем более быть гомосексуалом: достаточно просто кликнуть на Buy Now и заплатить за товар!

Что тут началось! Батюшки святы! Ни в сказке сказать, ни пером описать! В декабре 2012 года, всего через три месяца после отмены апартеида, число покупателей на Fab.com выросло до 10 миллионов! Стоит ли говорить, что эти 10 миллионов в массе своей являлись вполне себе традиционно ориентированными в сексуальном отношении, а на Fab.com их привлекал не специфический «наш палисадник», а качество товаров по доступной цене? Именно эти покупатели и обеспечивали фантастические показатели портала: ежеминутно на Fab.com продавалось 5,4 товарной единицы.

Разумеется, в Fab.com тут же повалили и частные инвесторы, спящие и видящие, как бы поскорее вложиться в столь популярный, модный и — главное! – финансово перспективный проект. Отсюда до «тайного клуба миллиардеров» осталось рукой подать. И Голдберг с Шеллхаммером, разумеется, руку подали.

Теперь вопрос на засыпку! Откуда взялись эти 10 миллионов нормальных людей, вдруг возжелавших делать покупки в социальной сети для гомосексуалов? Кто их туда заманил? Даю подсказку: сроки взрыва популярности Fab.com вам ничего не говорят?

Правильно догадались: на исходе 2012 года в мире взорвалась та самая загадочная бомба, результатом которой явился массовый психоз и галлюцинация западной цивилизации с установкой на срочно-срочно-срочно-срочно дать все мыслимые и немыслимые права ЛГБТ-меньшинствам, срочно-срочно-срочно-срочно легализовать однополые браки, а также на развязывание в обществе неслыханной со времён огульных обвинений в антисемитизме охоты на ведьм: ещё вчера проблем не было, а уже сегодня утром человек, считающий, что гомосексуализм — это болезнь (тем более — извращение), превращался в нерукопожатного социального изгоя. Попробуйте заявить сегодня в Лондоне, Париже, Мюнхене, Мадриде, Риме или Нью-Йорке, что вы против геев: вас на порог ни одного официального дома не пустят, обрежут все социальные нити, выбросят на обочину общества, сделают персоной нон-грата.

Куда я веду? А вот куда: как только ЛГБТ-тема была умелыми кукловодами возведена в ранг самого насущного и важного вопроса современной жизни общества (ну разве что кроме судьбы жирафов Мариусов), так сразу же (среди много-много-много чего прочего, разумеется) продажи Fab.com вознеслись до небес! Почему? Потому что «голубая» тема стала модной!

Вот вам и название палочки-выручалочки, с помощью которой частные стартапы попадали в «тайный клуб миллиардеров». Технологическая продвинутость — это, конечно, замечательно. Но не это главное! Главное — попасть аккурат в обойму модных тем: когда-то это были облачные технологии, затем — дата-майнинг и Big Data, теперь вот — прогрессивные взгляды на однополые браки. Название темы не имеет значения, важна лишь принадлежность к модному рынку!

Какая-то незамысловатая у нас вышла в конце концов палочка-выручалочка… Ну да ничего не попишешь, коли вся цивилизация консьюмеризма такая и есть — простенькая и незамысловатая!

P. S. Пишу статью специально в период сочинской Олимпиады, на открытии которой пели «Нас не догонят» и вообще обещали то ли временное перемирие, то ли оттепель, посему искренне надеюсь, что пришить «пропаганду гомосексуализма» всем ретиво бдящим будет проблематично. Тем более что её и не было :-).

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях