Скорее мертва: среди пользователей Facebook слишком много мёртвых душ

Технологии
автор: Евгений Золотов  24 февраля 2014

Лёгкость, с которой Марк Цукерберг выложил девятнадцать миллиардов за бизнес друга, в известном смысле характеризует, с каким «трудом» эти деньги ему достались. Прямо никто обвинять не берётся, но смысл волны критических публикаций, поднявшейся за последние дни в западных СМИ, сводится к следующей простой логической цепочке. Покупка WhatsApp оплачена акциями Facebook. Их курс задран на рекордную высоту инвесторами, впечатлёнными коммерческими успехами компании. А чем зарабатывает Facebook? Рекламой. Так вот, образно выражаясь, просит ли она за свои услуги справедливую цену, если так легко заработанное проедает? Вопрос не праздный, но и не новый: он периодически звучит вот уже года два в связи с феноменом фейсбуковских «мёртвых душ».

Вообще-то «мёртвые души» (спасибо классику!) это чисто наше, российское толкование английского термина fake clicks — то есть «фиктивные клики» или «фиктивные аккаунты». В любом случае речь об аккаунте в социальной сети, заведённом с нарушением правил: за ним либо вовсе нет живого человека (прячется программа-бот), либо его владелец держит сразу несколько аккаунтов с вымышленными именами.

Мёртвая душа, на первый взгляд, ведёт себя обыкновенно: на её аватарке чья-то фотография, у неё дюжина друзей и как бы настоящая соцактивность (лайки, перепосты и пр.). Но всё это напускное, нужное только для того, чтобы создать видимость нормального пользователя. Заводят «мертвяка» обычно с целью срубить деньжат: можно продавать генерируемые армией мёртвых душ лайки, можно (за вознаграждение, разумеется) задирать чей-нибудь рейтинг. И это всегда проблема для остальных участников соцсети: ведь сделанные мертвяками рейтинги фальшивы, принесённые лайки бесполезны, просмотренная реклама оплачена и откручена впустую.

Активная месячная аудитория Facebook превышает 1,2 млрд человек, активная суточная — 750 млн. Восемь из десяти пользователей приходят с мобильных устройств. Правда, нужно понимать, что активным пользователем компания считает не только людей, которые пришли в саму сеть, а и тех, например, кто просто «лайкнул» что-нибудь на постороннем сайте.

Активная месячная аудитория Facebook превышает 1,2 млрд человек, активная суточная — 750 млн. Восемь из десяти пользователей приходят с мобильных устройств. Правда, нужно понимать, что активным пользователем компания считает не только людей, которые пришли в саму сеть, а и тех, например, кто просто «лайкнул» что-нибудь на постороннем сайте.

Facebook признаёт существование мёртвых душ. Она сделала это официально в первом же квартальном отчёте после IPO, назвав цифру около 10% — и с тех пор её в общем придерживается (см. «Мёртвые души Фейсбука»). То есть примерно каждый десятый активный пользователь Facebook — тот самый «нелегал», бесполезная мёртвая душонка: дублирующиеся аккаунты, боты, заведённые с нарушением правил персональные страницы компаний, спамеры. Точного их числа админы Facebook’а не знают, они лишь предполагают диапазон от 60 до 130 миллионов «голов». Нам в контексте разговора важнее другое — соотношение: на одного «мертвяка» приходятся девять добропорядочных пользователей. А значит, беспокоиться вроде бы не о чем. Однако не все с официальными цифрами согласны.

Время от времени случаются скандалы — и последний разгорается как раз сейчас. Это история, рассказанная предпринимателем по имени Рааж Капур Брар. Он держит сеть модных онлайновых магазинов (как пример: Fashion & Style Magazine с более чем полутора миллионами лайков) и живёт отчасти на рекламные деньги, выделяемые ему крупными брендами, отчасти на рекламе, которую крутит на своих сайтах, отчасти собственно на продаже одежды. Так или иначе в один «прекрасный» день он решил провести в «Фейсбуке» рекламную кампанию своего веб-сайта, с бюджетом более $600 тысяч. Провёл её — и получил, согласно статистике Facebook, 600 тысяч переходов. Однако согласно другим счётчикам, к нему на сайт пришло только 150 тысяч человек.

240214-3

Понять, как образовалась эта гигантская разница, позволил выборочный анализ персон, которые «лайкали» его сайт: у львиной доли из них обнаружились все признаки, свойственные мёртвым душам. Вообще, конечно, история тёмная: непонятно, как такой опытный человек решился с ходу истратить на рекламу полмиллиона, непонятно, почему молчит Facebook, которую журналисты просто изнасиловали запросами, непонятно много технических мелочей («клики» и «уникальные пользователи» — это почти всегда разные вещи). Но нам опять-таки важнее цифра, которую отсюда можно вывести. Брар говорят, что реклама в «Фейсбуке» привела к нему вместе с каждым живым клиентом четырёх «мертвяков». И это серьёзная нестыковка: 10% мёртвых душ согласно официальной версии против 80% согласно Брару.

Положим, Брар привирает. В конце концов, на нём висит 600-тысячный долг. Но ведь он не один такой. Минимум последние два года одна за другой всплывают очень похожие истории с похожими цифрами. Два года назад компания Limited Run отказалась от услуг Facebook, обнаружив, что 80% (!) кликов на её баннерах сделано «мертвяками». Примерно тогда же консалтинговая контора Comprendia призвала своих клиентов не тратиться на рекламу в «Фейсбуке», потому что почти половина денег уходит в карманы хозяев мёртвых душ.

240214-1

А сейчас некто Дерек Мюллер, веб-предприниматель, заподозривший, что Facebook выедает его рекламный бюджет мёртвыми душами, даже нарисовал функциональный портрет «фейсбуковского мертвяка»: это человек из Индии, Мексики, Египта или других бедных стран, который сутками напролёт трудится в компьютерной «потогонке», где тупо лайкает всё подряд — либо то, что требуется хозяину. Поэтому у таких аккаунтов отсутствуют чётко выраженные интересы, а количество оставляемых ими отзывов стремится к нулю. «Лайки» продаются оптом, и предложений полно.

Поскольку Facebook на контакт не идёт, скандальные истории не заканчиваются, а поглощение WhatsApp проливает новый свет на происходящее, можно и нужно сделать три вывода, от которых и отталкиваться в дальнейшем. Во-первых, процентное содержание мёртвых душ в активной аудитории Facebook следует признать значительно превышающим официальную цифру. Что если таков каждый второй фейсбуковский пользователь?

Во-вторых, бороться с «мертвяками» можно, однако не без потерь и без надежды на полное исцеление. Например, необходимо сразу же исключить пользователей из стран третьего мира. Но как вычистить мёртвые души из других регионов?

И это приводит к пункту номер три: Facebook сама не может вычистить «мертвяков». Ведь компания сражается с ними минимум с 2012 года, а воз и ныне там: её самая свежая оценка процентного содержания мёртвых душ всё та же — около 10%. Да и хочет ли она бороться? «Мертвяки» помогают ей «осваивать» рекламные бюджеты клиентов: активно обновляемые бизнес-страницы в крупнейшей соцсети держат 25 миллионов компаний и предпринимателей. Cui prodest?

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
И целого мира мало! Для чего Facebook купила WhatsApp?
И целого мира мало! Для чего Facebook купила WhatsApp?
Траст. Чем слияние Comcast и Time Warner Cable угрожает Америке и нам?
Траст. Чем слияние Comcast и Time Warner Cable угрожает Америке и нам?
Меньше, да лучше: «фотошопы» и «офисы» обречены, будущее за мобильными приложениями!
Меньше, да лучше: «фотошопы» и «офисы» обречены, будущее за мобильными приложениями!
  • Афиук

    Вот я завёл свой аккаунт в «Фейсбуке» только для того, чтобы иметь возможность связи с плотно засевшими там моими друзьями и коллегами. Для удобства обмена с ними ссылками. Ещё это такие онлайн-закладки, где «лайками» я помечаю интересное для себя и попутно увеличиваю рейтинг этих заслуживающих внимания материалов. В качестве платформы для написания комментариев или распространения креатива я «Фейсбук» не рассматриваю, — слишком она убогая и загаженная рекламой. У меня огромная адресная книга на «Фейсбуке», состоящая, в основном, из полузнакомых людей, о существовании которых я не хочу окончательно забыть.

    Так я — бот? «Мёртвая душа»?

    • ffh2000

      Скорее заблудшая душа

      • jno

        приблудная :)

    • Sentinel

      Нет, не мертвяк. Правил же не нарушали.

  • disqus_cJuddNyPY1

    зарегился на мордокниге только чтобы логиниться на забугорных сайтах, ни постов, ни друзей у меня нет

    • jno

      угу, и на vk — так же.

  • and_sk

    600тыс наверно вложено чтобы можно было потролить фейсбук, и на этом пиар сделан,
    предварительно накрутив себе сайт))

  • пМВ

    В романе эдинбургского финна Ханну Райаниеми The Quantum Thief есть очаровательный термин gogol…

  • Карим Мусаев

    Все-таки не думаю, что там половина мертвых душ. Дело в том, что показатель 80% фейковых подписок на страницы достигается потому, что активность малой доли фейков на порядок больше, чем обычных пользователей. Но не просто так разумеется, это хозяева фейковых сетей просто осваивают рекламные бюджеты. Но для рекламодателя минус не только в том, что 80% его бюджетов уходит в пустоту. Современная лента новостей Facebook устроена так, что из-за большого потока событий 1) пользователю показывают не все события из его соцграфа и потому 2) не на всех подписчиков страницы транслируются новости компании. Таким образом вероятность получения новости реальными пользователями заинтересованными в новостях компании в разы падает (ведь вместо них новость «увидят» те 80% фейков). Поэтому рекомендация тут одна и очень парадоксальная: не тратить деньги на рекламу в Фейсбуке и не привлекать массово подписчиков, вместо этого пытаясь собрать очень лояльную и оттого ограниченную целевую аудиторию. Но тогда Фейсбук остается без рекламных денег.

  • Александр Елсуфьев

    А я там зарегистрировался тоже лишь для того, чтобы не только читать, но и комментить компьютерру, ибо такой возможности через контакт не было.
    Но самое интересное другое. Зарегистрировался я там не от балды, а ибо изначально пришло от фейсбука приглашение вступить. Ну пришло и пришло, на время забыл. А потом вспомнил, нашёл письмо, вошёл чтобы зарегистрироваться — опаньки!!! А там уже есть моя анкета, и с предпочтениями, и с контактной информацией, и даже с фоткой — всё до мелочей было с контакта слизано.
    А самое интересное — уже два года как не могу придумать никакого другого применения фейсбучной странице, кроме как чтобы неанонимно тут писать. Ну убогий же сайт

  • Stanislav Shevchuk

    А я даже региться не стал (хотя приглашение приходило), ибо уже имел гуглоплюсовый аккаунт в нагрузку к почтовому ящику — логиниться на сайтах можно ничуть не хуже, при этом не нужно умножать сущности сверх необходимого.

  • jno

    я не мёртвый! я — честный живой бот! :D

  • Denis Fed

    Дрянь этот ваш мордофейс. Неудобный до неприличия ….

    Удалился чему рад.

  • Denis Fed

    Фокус в том что Фордовейс и сами не спешат с мертвяками на борьбу идти.

    Этот как ОПСОСы не спешат на борьбы с платными SMS … где разводят на деньги.

    Потому Что с каждой такой SMS имеют 40-50% от ее цены ….

  • Сергей Лазаренко

    >и живёт отчасти на рекламные деньги, выделяемые ему крупными брендами, >отчасти на рекламе, которую крутит на своих сайтах, отчасти собственно на >продаже одежды.

    Отдавал бы одежду просто за клики.

  • Дмитрий Тишин

    Забавно, как раз от этого «некто» Дерека Мюллера (Youtube-канал Veritasium) и узнал про эту ситуацию с FB

  • Юрий Долин

    А вы пробовали закрыть страничку в ФБ? Это — бесполезно. Цукенбергу очень нужны эти мертвые души. Чичиков.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"