Главред бумажной «Компьютерры» Георгий Кузнецов еще лет двадцать назад постоянно напоминал редакционному коллективу, что мы уже живем в будущем. Причем в будущем, не предсказанном ни футурологами, ни смелыми писателями-фантастами. Нет-нет, отдельные элементы – ну, вроде глобальной билиотеки с мобильным доступом к ней – появлялись, например, в утопии Эрнста Юнгера «Гелиополь», написанной в 1949 году. Но жизни постиндустриального общества во всей полноте никто не представил, и представить не мог.
Давайте посмотрим на конкретных примерах. Обратимся к любимой книге фрондирующей советской и постсоветской интеллигенции, роману братьев Стругацких «Обитаемый остров». Любовь граждан к этой книге имела два четко выраженных пика. В первом из них – назовем его вялодиссидентским – было принято, разжившись журнальным, в «Неве», изданием «Обитаемого острова», обзывать позднесоветскую партийную геронтократию Неизвестными Отцами. (Автор этих строк, прочтя «…остров» в детгизовской рамочке, в этой потехе не участвовал – там были Огненосные Творцы…)
Второй пик был связан с «движухой» конца сытых, нулевых годов, когда углеводородные доходы позволили вырвавшимся из круга повседневных выживательных забот жителям возжелать странного. Но их настигло поразительное открытие – оказалось, что большая часть населения Российской Федерации возжелавших странного не поддерживает. И вот тут-то старый текст «Обитаемого острова» обрел второе дыхание. Виновник был найден – им оказалась система телевещания, мгновенно сопоставленная со следующими строками Стругацких:
А поле было всегда. Незаметное, вездесущее, всепроникающее. Его непрерывно излучала гигантская сеть башен, опутывающая страну. Гигантским пылесосом оно вытягивало из десятков миллионов душ всякое сомнение по поводу того, что кричали газеты, брошюры, радио, телевидение, что твердили учителя в школах и офицеры в казармах, что сверкало неоном поперек улиц, что провозглашалось с амвонов церквей. Неизвестные Отцы направляли волю и энергию миллионных масс, куда им заблагорассудится. Они могли заставить и заставляли массы обожать себя; могли возбуждать и возбуждали неутолимую ненависть к врагам внешним и внутренним; они могли бы при желании направить миллионы под пушки и пулеметы, и миллионы пошли бы умирать с восторгом; они могли бы заставить миллионы убивать друг друга во имя чего угодно; они могли бы, возникни у них такой каприз, вызвать массовую эпидемию самоубийств… Они могли все.
Найденная в старой книжке модель мира оказалась удивительно комфортной. Она позволяла отделить агнцев от козлищ, провести грань между активным, черпающим новости из интернета, меньшинством, и пассивным начальствопослушливым большинством, взирающим на мир через экраны стареньких телевизоров. Слова «жуткое змеиное гнездо, набитое отборнейшей дрянью, специально, заботливо отобранной дрянью, эта дрянь собрана здесь специально для того, чтобы превращать в дрянь всех, до кого достает гнусная ворожба радио, телевидения и излучения башен» сделались индикатором, по которому опознавали «своих».
Комфортность же этой модели мира была в том, что она превосходно оправдывала все свои промахи и неудачи. Народ тебя, мягко говоря, не понимает – так в этом виноват не ты, а «гнусная ворожба радио, телевидения…». Башен ПБЗ, правда, не было, но «свои» с понимающим видом кивали друг другу на ретрансляционные телевышки, и расходились, довольные друг другом. Но – как и все комфортные выдумки – модель эта осталась в прошлом, не пережив соприкосновения с окружающей реальностью. И говорит нам об этом самый скучный, но самый точный индикатор.
В мире людей практически все сводится к деньгам. Такое универсальное средство обращения и платежа. Даже в известной оперетте подчеркивалась печальность участи атамана, лишенного золотого запаса. Ну а уж неплатежеспособные предприниматели – это мерзость, почище бритого кота… И вот скучная, но всеведущая бухгалтерия принесла нам очень и очень интересную весть – ««Яндекс» обошел всех в России по рекламным доходам». Посмотрим, что это значит.
Несколько лет крупнейшим в стране продавцом рекламы была дочерняя Газпромбанку «Газпром-медиа». Но теперь на первое место вырвался «Яндекс» – прошлогодние доходы «Газпром-медиа» от продажи рекламы составили 57,3 млрд руб., а за продвижение на ресурсах «Яндекса» рекламодатели выложили 58,2 млрд руб. Так что больше всех на рекламном рынке России зарабатывает интернет-компания. Пару лет назад уже обошедшая по рекламной выручке главный телеканал страны – «Первый».
И тенденция эта надолго. «В ближайшие годы лидерство «Яндекса» на рекламном рынке будет только укрепляться, не сомневаются опрошенные «Ведомостями» эксперты.» Нет, конечно, конкуренция со стороны глобального поисковика Google вполне может потеснить долю поисковика национального и на IT-рынке нашей страны, перераспределив доли и поисковых запросов, и рекламных денег. Только вот денежка-то все равно останется в секторе интернета, а не будет вложена в ворожбу телебашен… И это – навсегда. (Технологические основания этого читателям «Компьютерры» приводить излишне…)
Так что оппозиционные политики отныне и впредь не смогут говорить, что им мешает всевластие телевидения. Интернет-то более властен – иначе привыкший считать деньги бизнес не наполнили бы щедрой, даже в кризис щедрой рукой рекламные бюджеты интернет-компаний. Ну а власти уже не смогут комфортно восседать на преимущественных правах доступа к голубым экранам – превосходно чувствующие Zeitgeist сценаристы фильма «День выборов-2» показали уже, что завезенная в провинцию (прекрасно сыгранная!) теледива вызывает интерес лишь у подвизающегося на ниве проверки ксив кабацких посетителей казака…
Но тьфу на нее, на политику. Посмотрим на окружающую нас реальную жизнь. Как там называли жанрово-популярные исторические книжки – «Повседневная жизнь…». Так вот, повседневная жизнь россиян уже в значительной мере описывается ИТ-бизнесом. Года три назад автор описывал почтовые автоматы для интернет покупок PickPoint – «Возвращение автомата: как почтовый терминал может помочь интернет-торговле, избавив нас от очередей». Тогда они были новинками.
А вот сейчас постаматы PickPoint являются самыми посещаемыми (а – по субъективному и оценочному мнению автора – единственно полезными) из обитателей близлежащих «торговых центров». Из них крайне удобно забрать покупку, поставщика которой подсказала интернет-реклама. Разница между ценами в «бутике» и в интернет-торговле для тряпочек составляет разы, раз эдак в пять, что хорошо усвоили молодые семьи… Хозяева-то «бутиков» оплачивают аренду редкопосещяемых площадей, зарплату скучающим продавщицам, себя не забывают – короче, в добрый путь, на кладбище истории.
А вот крупные розничные сети к вызовам уже наступившего будущего относятся куда адекватнее, что позволяет им смотреть в будущее с оптимизмом. Так года три назад автор говорил о сращивании различных форм торговли за океаном – «Универмаги и интернет-магазины в США теперь неразличимы». И что же мы наблюдаем нынче в стране родимых осин? «Онлайн-ритейлер Enter займётся поставками товаров в «Связной» и «Евросеть»». Попытка объединить в одном партнерстве достоинства различных форм торговли. Повсеместности розничных сетей и низких издержек онлайн торговли.
Что из этого проекта выйдет, покажет время. Но можно резюмировать одно – информационные технологии уже невозвратно изменили как мир средств массовой информации, так и повседневную жизнь россиян, да и самые обыденные, самые традиционные виды бизнеса!