Мировой рынок мобильных приложений 2025: основные тренды

Sensor Tower (Data.ai) подготовили отчет «State of Mobile 2025» на основе анализа ключевых тенденций в играх, финансах, розничной торговле, потоковом видео, социальных сетях и других сегментах. «Компьютерра» ознакомилась с отчетом и определила главные направления развития индустрии мобильных приложений.

Мировой рынок мобильных приложений 2025: основные тренды

В 2024 году доходы от встроенных покупок (IAP) и подписок продолжили стремительно расти, увеличившись на 13% в годовом исчислении (YoY) по всему миру и достигнув 150 млрд долларов.

В 2024 году доходы от встроенных покупок (IAP) и подписок продолжили стремительно расти, увеличившись на 13% в годовом исчислении (YoY) по всему миру и достигнув 150 млрд долларов.

Креативные категории, такие как графика и дизайн, фото и видео, особенно привлекательны для молодых пользователей, как и приложения для развлечений и социальных сетей. 

Креативные категории, такие как графика и дизайн, фото и видео, особенно привлекательны для молодых пользователей, как и приложения для развлечений и социальных сетей.  Между тем, приложения для повышения производительности, покупок, здоровья и фитнеса и медицинские приложения больше ориентированы на пожилых пользователей. Spotify, Instagram*, Discord, и Snapchat более популярны среди молодых пользователей. Amazon и Venmo часто используются пользователями среднего возраста, в то время как Facebook* и Walmart ориентированы на более старшую аудиторию.

Между тем, приложения для повышения производительности, покупок, здоровья и фитнеса и медицинские приложения больше ориентированы на пожилых пользователей. Spotify, Instagram*, Discord, и Snapchat более популярны среди молодых пользователей. Amazon и Venmo часто используются пользователями среднего возраста, в то время как Facebook* и Walmart ориентированы на более старшую аудиторию.

Приложения с ИИ

Приложения с генеративным ИИ появились в конце 2022 года, и интерес к этой технологии продолжает молниеносно расти. Выручка IAP (покупки, сделанные пользователем в приложениях) от чат-ботов и генеративного ИИ выросла с 30 млн долларов в 2022 году до 1,3 млрд долларов в 2024 году. 

Приложения с генеративным ИИ появились в конце 2022 года, и интерес к этой технологии продолжает молниеносно расти. Выручка IAP (покупки, сделанные пользователем в приложениях) от чат-ботов и генеративного ИИ выросла с 30 млн долларов в 2022 году до 1,3 млрд долларов в 2024 году. 

Аналогичная динамика наблюдалась и в скачиваниях, которые в 2024 году приблизились к 1,5 млрд. ChatGPT является явным лидером, на долю которого приходится примерно 40% мировых потребительских расходов на приложения с генеративным ИИ и 23% от общего числа загрузок в 2024 году. 

Сейчас наблюдается растущая тенденция интеграции функций на базе ИИ в приложения для привлечения технически подкованных пользователей и повышения общего удобства.

Аналогичная динамика наблюдалась и в скачиваниях, которые в 2024 году приблизились к 1,5 млрд. ChatGPT является явным лидером, на долю которого приходится примерно 40% мировых потребительских расходов на приложения с генеративным ИИ и 23% от общего числа загрузок в 2024 году.  Сейчас наблюдается растущая тенденция интеграции функций на базе ИИ в приложения для привлечения технически подкованных пользователей и повышения общего удобства.

Например, платформа для изучения иностранных языков Duolingo в сентябре 2024 года запустила видеозвонки с поддержкой AIP. Новая функция получила положительные отзывы пользователей, которые отметили ее эффективность в улучшении языковой практики за счет моделирования реальных разговоров.

Игры

Выручка IAP от продажи мобильных игр выросла до 80,9 млрд долларов в 2024 году, увеличившись на 4% в годовом исчислении. Однако количество загрузок сократилось на 6% до 49,6 млрд. Это снижение отражает стабилизацию рынка на фоне консолидации отрасли и более широкого давления на технологический сектор. 

Выручка IAP от продажи мобильных игр выросла до 80,9 млрд долларов в 2024 году, увеличившись на 4% в годовом исчислении. Однако количество загрузок сократилось на 6% до 49,6 млрд. Это снижение отражает стабилизацию рынка на фоне консолидации отрасли и более широкого давления на технологический сектор. 

В 2024 году аркадные платформеры и раннеры стали лидерами по количеству скачиваний мобильных игр во всем мире, составив 8,34% от общего числа загрузок, что обусловлено неизменной популярностью Subway Surfers. За ними следуют поджанр симуляторов (6,17%) и категория «вождение/полет» (4,98%). 

По расходам потребителей в приложениях в 2024 году во всем мире доминировали стратегические игры, а лидировала компания 4X Strategy, занявшая чуть менее 10% рынка благодаря игре Last War: Survival. За ними следуют логические игры от Match Swap (8,67%), чему способствует успех Royal Match. 

В 2024 году аркадные платформеры и раннеры стали лидерами по количеству скачиваний мобильных игр во всем мире, составив 8,34% от общего числа загрузок, что обусловлено неизменной популярностью Subway Surfers. За ними следуют поджанр симуляторов (6,17%) и категория «вождение/полет» (4,98%).  По расходам потребителей в приложениях в 2024 году во всем мире доминировали стратегические игры, а лидировала компания 4X Strategy, занявшая чуть менее 10% рынка благодаря игре Last War: Survival. За ними следуют логические игры от Match Swap (8,67%), чему способствует успех Royal Match. 

С ростом производительности мобильных устройств игроки ожидают все более сложных и графически насыщенных игр. Компании продолжают инвестировать в облачный гейминг, что позволяет пользователям запускать требовательные проекты без необходимости владения мощным устройством. Ожидается рост популярности мобильных игр с возможностью кроссплатформенной игры.

Финансовые приложения

В 2024 году число загрузок финансовых приложений по всему миру превысило 7 млрд, что на 8% больше показателя предыдущего года. Количество потраченного времени в этом сегменте также выросло.

Два ведущих финансовых поджанра (цифровые кошельки/P2P-платежи и потребительский банкинг) продемонстрировали высокий уровень загрузки по всему миру, увеличившись на 10% и 3% в годовом исчислении соответственно. 

Между тем, в 2024 году произошел всплеск популярности криптовалютных приложений, количество загрузок которых превзошло предыдущий пик 2021 года. Так, криптовалютные Binance и Tonkeeper сейчас входят в топ-10 финансовых приложений. Пользователи все чаще рассматривают криптовалюты не только как актив для инвестиций, но и как средство повседневных платежей.

Банковские приложения продолжают активно развиваться, предлагая пользователям расширенные функции аналитики, автоматического планирования расходов и инвестирования. Интеграция AI в финтех позволяет компаниям предоставлять персонализированные финансовые советы и предлагать клиентам более выгодные условия на основе их предпочтений.

Розничная торговля и e-commerce

Индустрия розничной торговли продолжает развиваться благодаря цифровизации процесса совершения покупок, поскольку наличие многоканальных предложений (физических, веб- и мобильных) стало иметь решающее значение для увеличения трафика и конверсии. 

Китайские интернет-магазины внесли свой вклад в бум скачиваний и затраченного времени, поскольку SHEIN и Temu продолжают осваивать новые рынки в Европе, Латинской Америке и Азии.

Число загрузок приложений для мобильного шопинга увеличилось на 5% по сравнению с прошлым годом. Самыми популярными категориями товаров остаются одежда, электроника и товары для дома. 

Развитие AR-технологий позволяет пользователям виртуально примерять товары перед покупкой, что повышает уровень доверия и удобства. Бренды инвестируют в омниканальные стратегии, обеспечивая плавный переход между онлайн- и офлайн-покупками.

Кроме того, в 2024 году наблюдался рост популярности социального e-commerce, когда покупатели делают заказы прямо через социальные сети. Также растет интерес к моделям подписки на товары, когда клиенты получают регулярные доставки продуктов с учетом их потребностей и предпочтений.

Видеостриминг и соцсети

В 2024 году пользователи телефонов на базе iOS и Android провели в социальных сетях и приложениях для обмена сообщениями в общей сложности 3 трлн часов, что на 6% больше, чем в 2023 году. Так, в среднем пользователи в США тратят на соцсети 90 минут в день.

TikTok является явным лидером среди приложений для показа коротких видеороликов, и его успех побудил других лидеров социальных сетей добавить свои собственные функции для показа коротких видеороликов. 

В 2024 году пользователи телефонов на базе iOS и Android провели в социальных сетях и приложениях для обмена сообщениями в общей сложности 3 трлн часов, что на 6% больше, чем в 2023 году. Так, в среднем пользователи в США тратят на соцсети 90 минут в день. TikTok является явным лидером среди приложений для показа коротких видеороликов, и его успех побудил других лидеров социальных сетей добавить свои собственные функции для показа коротких видеороликов. 

Финансовый директор Meta* Сьюзан Ли сообщила, что компания обновляет видеоплеер Facebook* для обеспечения полноэкранного формата. Данные Sensor Tower показывают, что время, проведенное пользователями Facebook* в США за просмотром роликов в декабре 2024 года, увеличилось на 17% по сравнению с январем 2024 года.

Социальные приложения также диверсифицируют свои стратегии монетизации. В то время как гиганты социальных сетей традиционно получали основную часть своих доходов от рекламы, успех TikTok с покупками в приложении (IAP) побудил другие приложения, такие как Instagram* и Snapchat, добавить свои собственные IAP в качестве дополнительного источника дохода.

Еда и напитки

В 2024 году количество загрузок приложений сегмента еды и напитков увеличилось и превысило 2 млрд (против 1,6 млрд в 2023-м) по мере того, как все больше компаний внедряли возможность заказа через приложение. 

В топ-5 приложений для ресторанов быстрого питания (ААА) по числу загрузок по всему миру в 2024 году вошли McDonald’s, Zepto, KFC, Domino’s Pizza и Zomato. 

Сейчас сети быстрого питания все чаще объединяются с популярными играми, чтобы привлечь новых пользователей приложений и повысить вовлеченность клиентов. Одним из самых известных совместных проектов является партнерство McDonald’s с Genshin Impact в США. 

Результаты анализа аудитории Sensor Tower показывают, что в третьем квартале 2024 года 21% игроков Genshin Impact использовали приложение McDonald’s, что на 5% больше, чем в предыдущем квартале. Таким образом, данная стратегия показывает свою эффективность.

Путешествия

Количество загрузок туристических приложений стабильно растет в годовом исчислении, достигнув в 2024 году 4,2 млрд скачиваний, что на 3% больше, чем в предыдущем году. Этому росту способствовало восстановление после пандемии, однако темпы роста замедлились по сравнению с предыдущими годами. 

Несмотря на это, в данном жанре наблюдается ежегодный рост затрат времени, который свидетельствует о том, что потребители все чаще используют мобильные инструменты для планирования и бронирования своих поездок.

Количество загрузок приложений с автобусными и железнодорожными услугами выросло на 2% в годовом исчислении и на 44% по сравнению с 2019 годом до пандемии, в то время как количество приложений для авиакомпаний выросло на 5% в годовом исчислении и на 51% по сравнению с 2019 годом. 

Таким образом, пандемия оказала на этот поджанр относительно незначительное влияние, и с тех пор он демонстрирует умеренный рост в годовом исчислении.

Категория «Навигация и карты» сохраняет лидирующую позицию в сегменте приложений для путешествий по количеству ежеквартальных загрузок. Самым популярным стало приложение Google Maps. 

В 2024 году рекламодатели туристических услуг перенесли расходы на рекламу с OTT-платформ на YouTube, на долю которого пришлось 59% их бюджета на видеорекламу, что на 7% больше, чем в 2023 году. Этот сдвиг свидетельствует о растущем влиянии YouTube на эффективное привлечение туристической аудитории, что делает его ключевой платформой для рекламодателей в этом секторе.

Здоровье и фитнес

В то время как количество загрузок приложений для здоровья и фитнеса остается стабильным с 2020 года, доходы IAP в этой категории в последние годы стабильно растут во всех основных поджанрах. На долю топового поджанра, приложений для тренажерных залов и фитнеса, пришлось 28% от общего дохода, а в 2024 году он вырос на 18% в годовом исчислении. 

Кроме того, в 2024 году поджанр Gyms & Fitness сохранил свои позиции в качестве лидера по количеству скачиваний, продемонстрировав умеренный глобальный рост на 3% в годовом исчислении.

В то время как количество загрузок приложений для здоровья и фитнеса остается стабильным с 2020 года, доходы IAP в этой категории в последние годы стабильно растут во всех основных поджанрах. На долю топового поджанра, приложений для тренажерных залов и фитнеса, пришлось 28% от общего дохода, а в 2024 году он вырос на 18% в годовом исчислении.  Кроме того, в 2024 году поджанр Gyms & Fitness сохранил свои позиции в качестве лидера по количеству скачиваний, продемонстрировав умеренный глобальный рост на 3% в годовом исчислении.

Рынок приложений для отслеживания состояния здоровья стремительно развивается благодаря технологическому прогрессу и растущей осведомленности потребителей о персонализированном медицинском обслуживании. 

В 2024 году количество загрузок в поджанре медицинского отслеживания увеличилось на 43% в годовом исчислении. Лидером в этом росте стал сервис Health Tracker, выпущенный в конце 2023 года, который быстро привлек новых пользователей, достигнув 10 млн всего за пять месяцев после запуска и поддерживая более 12 млн пользователей каждый последующий месяц. 

Кроме того, в США появились новые игроки, в частности WeWard, который быстро набирает новых пользователей. В 2024 году число пользователей приложения увеличилось на поразительные 609% в годовом исчислении.

Выводы

Игроки мобильной индустрии продолжают задавать новые стандарты в технологиях и пользовательском опыте. Искусственный интеллект прочно закрепился во всех ключевых сферах — от игр и финансов до розничной торговли и социальных сетей. Монетизация мобильных приложений продолжает эволюционировать с акцентом на подписки, премиальные услуги и интеграцию с e-commerce.

Игровая индустрия демонстрирует устойчивый рост благодаря новым моделям взаимодействия, а видеостриминг и социальные сети закрепляют свои позиции как главные источники цифрового контента. В то же время финтех-сектор предлагает пользователям расширенные финансовые возможности, делая мобильные платежи и криптовалютные транзакции более удобными.

Ожидается, что в ближайшие годы мобильные технологии продолжат развиваться, предлагая еще больше персонализированных решений и инновационных сервисов. Компании, способные быстро адаптироваться к этим изменениям, смогут не только укрепить свои позиции, но и выйти на новые рынки, формируя будущее цифровой экономики.

*принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией на территории РФ

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях