Малозаметные истребители-бомбардировщики F-35B не прошли испытания с третьей версии ПО для бортовой РЛС APG-81. Она часто зависала, требуя перезагрузки во время полёта. Зависшая БРЛС у самолёта пятого поколения стала настолько привычным зрелищем, что командование ВМФ США поставило под сомнение утверждённые сроки доработки ПО и даже сам факт окончательного принятия F-35B на вооружение в августе 2018 года.

Кабина F-35 (фото:  Jeff Head).
Кабина F-35 (фото:
Jeff Head).

Самолёт с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B был принят ВМФ США в статусе начальной операционной готовности летом прошлого года. Это произошло несмотря на восемь обнаруженных ошибок в программном обеспечении второй версии. Разработчик обещал их оперативно исправить, но, похоже, к ним только добавились новые.

Проблемы с обновлённой БРЛС для Lockheed Martin F-35 Lightning II впервые были обнаружены ещё когда самолёт проходил апробацию без вооружения. Тогда средний интервал появления критических сбоев БРЛС оценивался в 32,5 часа при общей продолжительности испытаний 200 часов. После смены прошивки новая версия добавила расширенный функционал (включая управление вооружением и дистанционное программирование ракет), но частота зависаний БРЛС возросла в семь с половиной раз. Теперь критическая ошибка возникает в среднем каждые 4 часа и 18 минут, требуя ручной перезагрузки.

Бортовая РЛС AGP-81 на F-35 (фото: Northrop Grumman).
Бортовая РЛС AGP-81 на F-35 (фото: Northrop Grumman).

Дополнительно возросла частота возникновения мелких ошибок, которые БРЛС исправляет самостоятельно. Большая часть из них связана с попыткой одновременно определить местоположение нескольких целей с использованием вероятностных алгоритмов. Их приходится применять из-за особенностей АФАР. Массив излучателей постоянно перенаправляет сканирующий луч, ощупывая пространство в широком секторе, и «видит» цель при каждом проходе доли секунды.

В этом видео демонстрируется скорость обнаружения 23 целей, находящихся на дистанции до ста миль (≈ 161 км). 19 целей определяются в первые 3 секунды, а все
23 отметки появляются на дисплее через 9 секунд от начала сканирования.

Разработанная Northrop Grumman БРЛС AN/APG-81 AESA считается одной из самых современных и функциональных. Большинство бортовых РЛС приходится программировать перед вылетом на определение воздушных или наземных целей, а уязвимые бомбардировщики всегда прикрывают истребители. F-35 задумывался как многоцелевой истребитель-бомбардировщик, способный эффективно поражать как наземные, так и воздушные цели, оставаясь трудной мишенью для ПВО противника.

За счёт АФАР и новых алгоритмов обработки сигналов разрешающую способность его радара удалось повысить до 30 см. Если раньше пилот мог лишь обнаружить наземную цель с помощью БРЛС и видеть её на экране как точечную отметку, то теперь он в состоянии определить её тип и даже реконструировать облик, сканируя с большой высоты. Без использования дополнительных средств APG-81 позволяет отличить грузовик от БТР или танка, одновременно следя за появлением вражеских истребителей и пуском ракет.

Идентификация целей БРЛС APG-81 (изображение: Northrop Grumman).
Идентификация целей БРЛС APG-81 (изображение: Northrop Grumman).

Без компьютерной реконструкции изображения цели выглядят куда менее узнаваемо.

Определение целей на F-35.
Определение целей на F-35.

Помимо лучшей в своём классе идентификации целей, APG-81 применяется для передачи данных на скорости свыше 500 Мбит/с и как средство РЭБ. Она обладает возможностью постановки направленных радиоэлектронных помех сразу для нескольких целей. По заявлениям разработчиков, при обнаружении запущенной на перехват F-35 ракеты, БРЛС способна сжечь её электронику узконаправленным электромагнитным импульсом.

В сканирующем режиме APG-81 почти не демаскирует самолёт, посылая кратковременные и маломощные импульсы в широком спектре частот. Это одна из ключевых стелс-технологий, помимо снижения общей ЭПР. Однако все эти впечатляющие характеристики меркнут на фоне нестабильной работы БРЛС.

Возможности APG-81 (изображение: Lockheed Martin).
Возможности APG-81 (изображение: Lockheed Martin).

“Низкая стабильность работы радара требует нескольких перезагрузок как на земле, так и во время полёта. Это условие снижает его эксплуатационную эффективность в бою”, – говорится в отчёте. «Ошибки программного обеспечения затрагивают надёжность радара и заставляют перезапускать его», – осторожно комментирует генерал-майор Джеффри Харриган (Jeffrey L. Harrigian), отвечающий за интеграцию всех работ, связанных с F-35.

Готовность ПО для APG-81 оценивается сейчас в 87%. В последнем отчёте не уточняется, приходятся ли оставшиеся 13% на ещё не реализованные функции, или же это процент непропатченных багов в коде.