Скандал вокруг «чистого дизеля» Volkswagen продолжает шириться. Мало того, что по отношению к самой компании сбываются самые суровые ожидания (западные СМИ настаивают, что превышение норм по «безобидным» оксидам азота есть преступление не без пострадавших, в свете чего всё более вероятно, что в Соединённых Штатах на компанию наложат беспрецедентный штраф), так гнев общественности перекинулся ещё и на других производителей. Случилось это после того, как профинансированная государством проверка случайных дизельных легковушек в Англии показала, что нормы по NOx в разы превышают не только автомобили VW, но и Mazda, Mercedes-Benz, BMW, Ford. Самое смешное, что пресловутые «чистые дизели» VW/Audi, из-за которых и разгорелся сыр-бор, действительно оказались самыми чистыми — другие порой дымят так, что перебивают по концентрации вредных веществ фуры!

Как такое могло случиться, как могли не заметить? Вопрос прорабатывается на всех уровнях, а общий смысл рисующегося ответа в том, что требования (в частности, европейские) к легковому автотранспорту содержат множество юридических и технических лазеек для производителей: им, к примеру, разрешено замерять выхлоп при движении тестируемого авто по прямому уклону, вместо реального городского режима с его постоянными остановками, поворотами и пр. Однако самое интересное, что дизельный скандал неожиданно спровоцировал подвижки в сегменте, который с автомобилями вообще не связан. Речь о телевизорах.

Телевизоры хоть и не работают на сжигаемом топливе, энергию, конечно, тоже потребляют — и в приличных объёмах, забирая в той же Европе примерно десятую часть всего электричества в бытовом секторе. И поэтому, конечно, тоже подлежат сертификации: их давно проверяют на «прожорливость» в режиме ожидания, и сравнительно недавно на энергоэкономичность во время работы вообще. По крайней мере в Европе тест стандартизован: проверяемый телевизор должен продемонстрировать некоторую, не слишком большую, среднюю потребляемую мощность за 10 минут воспроизведения стандартного тестового видеоролика, содержащего как неподвижные, так и подвижные сцены с объектами различной яркости.

Без оптимизации со стороны телевизора, кривая потребления выглядит так (верхний график). Проблема в том, что у некоторых моделей ТВ с недавних пор она начала выглядеть так (нижний график). Как будто телевизор «понимает», что его проверяют, и начинает всеми доступными способами экономить электричество.

Smart-lie-1

На самом деле история эта очень мутная, как минимум такая же мутная, как и с дизелями. Странное поведение телевизоров некоторых марок на тестовом стенде было отмечено рядом исследователей за последний год аж несколько раз. Но огласке эти факты не предавались — и, вероятно, ещё долго о них знали бы только специалисты, если б не скандал с Volkswagen. Его нужно благодарить за то, что к «телевизионным странностям» оказалось привлечено внимание общественности. Важную роль тут сыграли журналисты британской The Guardian, потрудившиеся получить материалы проверок и перевести их на понятный публике язык. Вот так разгорелся новый скандал, в центре которого оказалась компания Samsung. Это в её телевизорах финансируемая из бюджета Евросоюза контора ComplianTV обнаружила значительное расхождение энергопотребления между тестами и реальностью. У других марок странности тоже отмечены, но имена пока не называются.

Реклама на Компьютерре

В отличие от истории с VW, в данном случае исследователи и регуляторы не спешат обвинять Samsung в обмане. Формулировки пока более мягкие: мол, создаётся впечатление, что самсунговские ТВ умеют определять, когда их тестируют, и соответственно менять поведение, а именно включать некие агрессивные функции энергосбережения. Таким может быть, в частности, снижение яркости подсветки на всём экране или его участках. Samsung на это уже ответила: мол, мы никого не обманываем, а то, что исследователи обнаружили, есть стандартная функция (Motion lightning), вставляемая в телевизоры компании уже пять лет и предназначенная как раз для сбережения энергии — она действительно уменьшает яркость во время движущихся сцен (что для глаза незаметно, а на потреблении сказывается сильно). И она включена по умолчанию, хоть покупатель волен её отключить.

Кому верить? Неприятная особенность в том, что, в отличие от дизелей, выявить ложь здесь значительно сложнее. Телетест стандартизован (т.е. всегда один и тот же), но никто не знает, да и знать не может, какой контент воспроизводит на своём телевизоре тот или иной покупатель в реальности. Единственное, что можно сделать, это изучить энергопотребление телевизора в процессе эксплуатации статистически, после чего вынести вердикт типа: в 75% случаев реальное энергопотребление ТВ марки X не соответствует тестовым значениям. Звучит не слишком убедительно, согласитесь. Но вариантов нет: заглянуть в «цифровое нутро» современного телеприёмника едва ли возможно вообще! Некоторую надежду даёт тот факт, что аналогичные странности обнаружены и у телевизоров других марок (силами, в частности, исследователей из Швеции, результаты которых видели гардиановцы), и вот там-то они проявляются совершенно явно, что позволяет исследователям утверждать, что телевизор очевидно распознаёт тестовый видеоролик.

В ЕС введена единая система маркировки энергоэкономичности бытовых товаров. Этикетки на всех продуктах, от холодильников до автомобилей, выглядят однотипно и различаются лишь в некоторых деталях. В частности, для телевизоров в срок до 2020 года предусмотрено расширение класса энергоэкономичности А: он будет подразделён на несколько уровней. Это необходимо, потому что почти все современные ТВ уже попадают в класс А, и покупателю трудно выбрать лучшее.
В ЕС введена единая система маркировки энергоэкономичности бытовых товаров. Этикетки на всех продуктах, от холодильников до автомобилей, выглядят однотипно и различаются лишь в некоторых деталях. В частности, для телевизоров в срок до 2020 года предусмотрено расширение класса энергоэкономичности А: он будет подразделён на несколько уровней. Это необходимо, потому что почти все современные ТВ уже попадают в класс А, и покупателю трудно выбрать лучшее.

Материалы обеих проверок сейчас рассматривает Еврокомиссия, и в случае положительного решения, уличённые в обмане модели будут лишены присвоенных им «зелёных» рейтингов. О штрафах пока речи не идёт — да, впрочем, и было бы за что штрафовать-то, скажет кто-то! Телевизоры ведь — не дизели, мощности несравнимы, ущерб для окружающей среды не сопоставим.

Такая позиция не лишена смысла. Лишние тридцать ватт, потраченные за час работы, абсолютное большинство телезрителей даже не заметит. И даже считая суммарно — будь телевизоры честны, их доля в потреблении электричества была бы не 10%, а всего только 5 — цифра не выглядят угрожающей. С другой стороны, неожиданное эхо дизельного скандала в телеиндустрии настоятельно требует провести соответствующие проверки и в других секторах бытовой техники.

Вот когда мы оценим масштабы цифровой революции! Ведь буквально каждая вещь в быту сегодня уже оснащена «электронным мозгом» — и, получается, может врать относительно своего всамделишного энергопотребления. Не сомневайтесь, врать смысл есть: рейтинги сильно влияют на цену и спрос. В условиях, когда абсолютное большинство конкурирующих продуктов практически идентичны в функциональном смысле, лишний плюсик в рейтинге (скажем, A++ вместо A+) способен повлиять — и влияет! — на решение купить то, а не иное. Так что стоит проверить холодильники. Стиральные машины. Кондиционеры, посудомойки, электроплиты. Компьютерные дисплеи. Перепроверить мобильные телефоны. И заранее позаботиться, чтобы стремительно расширяющийся класс «умных» вещей более уж никогда не врал проверяющим — а то ведь и лампочки совсем скоро тоже будут прикидываться более экономичными, чем есть на самом деле.

Правда, как это сделать?..