Хелефеи и Фелефеи информационной эры

Мудрейшим из смертных был царь Соломон, тот, что строил Храм на горе Мориа и дворец в Иерусалиме. Тот, чье имя произносили с удивлением в Ассирии и Финикии, в Верхнем и Нижнем Египте, от древнего Тавризы до Йемена и от Исмара до Персеполиса, на побережье Черного моря и на островах Средиземного – потому что не было подобного ему между царями во все дни его. Мудрость его донесена до нас в Книге Екклесиаста, наполненной иронией и сарказмом. Но одну из критически важных для успешного правителя вещей он унаследовал.

Унаследовал от своего отца Давида, который по какой-то причудливой случайности был также царем Израильского царства. И это было вовсе не вошедшее в легенды и даже научно-популярные книги кольцо, будто бы дающее возможность понимать язык зверей и птиц. Нет, без этого вполне может обойтись мудрый правитель, нужды которого вполне удовлетворяются обычными стукачами и тихушниками. Соломон же унаследовал от своего отца то, без чего правителю не обойтись.

А именно – понимание того, что должность правопринудителя в народе, мягко говоря, непопулярна. Там где народ живет укрытый от ветра и государства, там нужды в такой должности нет. В деревнях русского Севера, не знавших крепостного рабства, еще полвека назад двери не знали замков, задвигаясь лишь от ветра и зверя. Ну а если изредка – когда люди работают, то дурить особо некогда – и заводился порченый человек, да пара порок его не вразумляло, болотных топей для него находилось вволю…

А вот в кастовых да классовых государствах так не получается. Тот, кто собирает налоги, тот, кто защищает собственность богачей, симпатию в народе не вызывает. Поэтому-то их и выводят в особые варны, осыпают дарами, защищают привилегиями (разное правосудие, знаете ли, для княжьего мужа и для огнищанина…). Но все равно, остается опасность, что стражники сговорятся с народом, встанут на его сторону, или просто проявят пассивность, с печальными для правителей и имущих последствиями.

И тут-то применяется один очень популярный среди правителей прием. Нанять на службу иноземцев. Которые с народом этим самым, угнетаемым и обираемым, ну совсем ничего общего не имеют. И такие иноземцы у царя Давида были, звались они Хелефеи и Фелефеи, χερεθθι и φελεθθι, критяне и филистимляне. Как повествует нам 38-й стих 1-й главы 3-й книги Царств, именно они сыграли роль силового обеспечения в передаче власти Соломону и пресечении заговора его брата Адонии.

И, наверняка, именно Хелефеи и Фелефеи играли важную роль в том, что восемьдесят тысяч каменотесов и семьдесят тысяч носильщиков беспрерывно работали в горах и в предместьях города, а десять тысяч дровосеков из числа тридцати восьми тысяч отправлялись посменно на Ливан, где проводили целый месяц в столь тяжкой работе, что после нее отдыхали два месяца… Народ, знаете ли. очень удобно угнетать с помощью чужаков. Угадайте с трех раз, почему из фильма «Неуловимые мстители» исчез фигурировавший в литературной основе, повести «Красные дьяволята», написанной секретарём Костромского губкома РКП(б) Павлом Бляхиным, красноармеец Ю-ю?

Впрочем, этим грешили и помещички, оберегая себя от народа-богоносца, с которым посещали одни храмы, с помощью нанятых «черкесов», число которых резко возрастало во времена революций, да и просто неурожаев… Традиция, древняя и достойная. Египет любил нанимать спартанцев для охраны, да и персы, война с которыми была духовной скрепой эллинского мира, отнюдь не брезговали отрядами греческих наемников, о чем поведал нам ученик мудрого Сократа, Ксенофонт, в своем «Анабазисе»…

Впрочем, и свободолюбивые греки не были исключением. Геродот (Клио, 59) рассказывает о том, как взял власть в Афинах хитроумный Писистрат. Снискав славу себе, как завоевавший Нисею полководец (внешние войны часто и нужны для завоевания власти над соплеменниками), он потребовал себе охрану – мол, на него покушаются, изранили и его, и ишака… И простодушное народное собрание выделило ему отряд κορυνηφόροι, дубинщиков… Вот эти-то дубинщики и захватили во главе с Писистратом афинский акрополь, обеспечив приход к власти партии гиперакриев. И были эти дубинщики – скифами, рабами.

В статье Э.Д.Фролова «Полицейская служба в демократическом полисе: скифы в Афинах» (Вестник Древней Истории, 1998, №1. С.135-152.) превосходно рассказывается, как даже во времена самого отъявленного народоправства интеллектуальная столица Эллады возлагала полицейскую службу на иностранцев, рабов из Скифии. Именно они обеспечивали переход власти к сыновьям Писистрата, именно они охраняли Гиппия во время заговора Гармодия и Аристогитона… Полезные ребята!

И, хоть то и было давно, подобные возможности очень и очень пригодились бы современным государствам. Вон, в США опять афроамериканец-рецидивист (так, что ли, нынче положено звать преступника с черной кожей…) пристрелил на заправке заместителя шерифа. В сетях тамошних идут рассуждения о том, что это месть за других невинных афроамериканцев, застреленных полицией за то, что нарушали правила дорожного движения или не исполняли приказы полицейских.

Другая крайность у немцев. Народ Гете и Вагнера дружно колеблется вместе с генеральной линией Zeitgeist-а от массовых зверств в крупноиндустриальных масштабах до сущего толстовства-непротивленства. Вот бесятся беженцы (точнее – экономические мигранты, по преимуществу…) в общежитии – в итоге семнадцать раненых, из которых шестеро полицейские. И что же – никого не задерживают… А резвилось лишь полсотни эмигрантов; ждут же в этом году в ФРГ 800000 беженцев. Вот потеха будет-то!

Так что, в предвкушении изрядных социальных проблем, на полицейскую службу нынче привлекают не просто чужаков, а тех, кто абсолютно чужд роду человеческому. Об этом рассказывает нам статья First State Legalizes Taser Drones for Cops, Thanks to a Lobbyist. Законодательное собрание Северной Дакоты приняло исторический House Bill 1328, которым в целях охраны порядка разрешено применение дронов, снабженных оружием ‘less than lethal’, всякими там резиновыми пулями, акустическими пушками, аэрозолями-лакриматорами и тазерами…

Это пока испытания...
Это пока испытания…

Документ этот возник очень интересным образом. Его первоначальная версия была ориентирована на то, чтобы данные, собранные беспилотниками, разрешалось включать в состав принимаемых судом доказательств. Но лоббисты из North Dakota Peace Officer’s Association, защищающие интересы правоохранительных органов, добились расширения закона. И теперь полицейский дрон может нести несмертельное оружие. Применять насилие без угрозы в ответ стать его жертвой.

Кстати, любое оружие является лишь условно смертельным/несмертельным. Изредка выживают и получив пулю двенадцатого калибра в живот, а гибнут и от электроразрядов тазеров – 39 человек в этом году… Но суть не в этом – суть в том, что в Северной Дакоте имеет место изрядная социальная напряженность. Не нравится местным фермерам то, что делают с природой горнодобывающие компании да не отстающие от них гиганты агробизнеса. А тут появляется шанс усмирять недовольных без всякого риска, да точно дозируя насилие.

И полицейскому не надо выбирать, пристрелить ли чернокожего хулигана, или стать его жертвой. Направленный из безопасного офиса дрон угостит его точно отмеренной дозой слезоточивого газа или точно рассчитанным по весу разрядом тазера. Неясно, когда дроны научатся надевать наручники… Но очевидно, что человечество вступило в новую социальную эпоху, сопровождающуюся возвращением кремниевых Хелефеев и Фелефеев…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях