Миф великой личности: роль масков и джобсов в истории

Подумайте об истории вычислительной техники и высоких технологий вообще — и вашему мысленному взору предстанут не компьютеры, не программы: люди! Билл Гейтс в 80-х, Стив Джобс в 90-х и нулевых, Элон Маск сегодня. Не стану утверждать, что каждому увидятся те же лица, но правило, в общем, одно: они были и будут — великие одиночки, двигающие прогресс. Идея о решающей роли великой личности настолько утвердилась в нашем сознании, что кажется аксиомой, фундаментом, на котором строится всё остальное. Но что если эта идея — лишь миф? Что если великую личность на самом деле «делает» случай, стечение обстоятельств? Мысль кажется сумасшедшей, знаю, но проверить её на вшивость как минимум интересно, а кое-кто даже находит это полезным.

На предметное стекло лучше положить не героя прошлых дней (ибо время в данном случае работает на изучаемую персону, стирая из памяти и биографий детали, которые не стыкуются с общепринятым образом), а человека, «творящего историю» сегодня, сейчас. Это просто, тут даже напрягаться не нужно: после смерти сооснователя Apple таким прижизненным человеком-легендой стал Элон Маск. В представлениях он не нуждается: его официальная биография нынче известна каждому, кто мало-мальски интересуется хайтеком. За последние полтора десятка лет он спровоцировал несколько технических революций или по крайней мере привёл ситуацию на грань прорыва.

Это он построил одну из первых успешных систем электронной наличности. Он превратил электромобиль из чудачества в продукт, который хотят все. Он совершил прорыв в альтернативной энергетике, чуть ли не первым начав поставлять солнечные батареи для дома «под ключ». Он посрамил каноны космонавтики, сильно снизив стоимость вывода грузов на орбиту и намереваясь сбить цену радикально, что попутно даёт ему хороший шанс начать колонизацию других миров. Он замахнулся даже на революцию в общественном транспорте. Да, конечно, добился всего не он лично, а руководимые или консультируемые им компании. Но попробуйте навскидку назвать хоть одно имя, сравнимое с Элоном по величине, из PayPal, Tesla Motors, SolarCity, SpaceX, из проекта Hyperloop. Маск, везде один Маск как главная фигура.

Опоздал со сдачей, не подготовился к планёрке? Можешь прощаться с работой. Но Маск увольнял и за просьбу о прибавке зарплаты, и даже просто не согласившихся с ним и не сумевших своё мнение отстоять.
Опоздал со сдачей, не подготовился к планёрке? Можешь прощаться с работой. Но Маск увольнял и за просьбу о прибавке зарплаты, и даже просто не согласившихся с ним и не сумевших своё мнение отстоять.

Однако если публика не знает иных имён, это не значит, что их не существует. При ближайшем рассмотрении вскрываются не только имена, а ещё и не всегда приятные истории карьеры. Маском под этим углом в последнее время сильно интересуются писатели и журналисты, и – находят много интересного. Обобщая (подробности можно найти, например, в уже изданной на русском биографии пера Эшли Венса), картина рисуется такая: в каждом случае из вышеприведённых отыщется один или несколько человек, чья роль в успехе проекта по крайней мере сопоставима с масковской. В Tesla Motors, которую Элон по сути купил, это сооснователь Мартин Эберхард, в SpaceX — энтузиаст частного космоса Гвинет Шотвел, и т.д. и т.д. Они были, они есть, но сознательно или интуитивно, их руководитель ведёт политику возвеличивания одного — главного — человека: себя. Он и только он космический ковбой, которому достаются все лавры.

Инсайдеры рассказывают, что в той же SpaceX инженеры, бывает, чуть не сходят с ума, когда СМИ в очередной раз прославляют Великого Элона, «строящего ракеты собственноручно». Но изменить этого они не в состоянии: Маск, как и полагается альфа-самцу, держит свою стаю в ежовых рукавицах и без раздумий избавляется от выскочек, которых перестала удовлетворять роль безымянной ломовой лошади. В этом он схож с предшественниками: и Джобс, и Гейтс славились, в общем, тем же.

Тем более забавно, что изобретателем Герой чаще всего не является. Как «Макинтоша» и iPhone не случилось бы без наработок Xerox (графический интерфейс), Motorola (сотовая связь), Intel (микропроцессор), множества финансировавшихся государством технологических инициатив (Интернет, GPS, распознавание речи, экспериментальные системы ввода и пр.) и прямой финансовой поддержки государства и частных инвесторов, ни один из проектов Маска тоже бы не случился сам по себе. Элон Маск точно так же выстроил свой успех на многих годах разработок в области солнечной энергетики, аккумуляторов, ракетных двигателей (говорят, возить людей и грузы к Марсу SpaceX будет на новом, метановом, движке, построенном в том числе с учётом советского опыта), композитных материалов. Он применил то, что было разработано до него, и с помощью государственных контрактов (в данном случае контракта с NASA на извоз к МКС) вышел на прибыльный уровень.

Образ героя помогает продавать, но его необходимо поддерживать. Вот для чего Маск прошёлся позавчера по летящему самолёту. Снимок не самый удачный, но, во-первых, его делала блондинка (Талула Райли, блондинка-воровка из «Начала»; теперь жена Маска), а во-вторых, комментарии к нему сами по себе достойны внимания («Христа ради, не рискуй так, Элон, ты единственная надежда человечества!» — и такого там полно).
Образ героя помогает продавать, но его необходимо поддерживать. Вот для чего Маск прошёлся позавчера по летящему самолёту. Снимок не самый удачный, но, во-первых, его делала блондинка (Талула Райли, блондинка-воровка из «Начала»; теперь жена Маска), а во-вторых, комментарии к нему сами по себе достойны внимания («Христа ради, не рискуй так, Элон, ты единственная надежда человечества!» — и такого там полно).

На это, конечно, можно возразить, что и многочисленные конкуренты были поставлены в те же условия, но ничего не добились. Однако такой контраргумент не исключает возможности случайного успеха. Что если дело просто в везении? Глупо отрицать, что и Маск, и Джобс, и Гейтс ещё раньше, были трудоголиками: все они спали на рабочих местах, любили вникать в детали, держать под личным контролем мельчайшие нюансы технологических и бизнес-процессов. Но энтузиазм сам по себе ещё не гарантирует успеха. Что если им просто повезло?

Допустив же везение, мы выходим на понимание небезобидности мифа о великой личности. Общество, очарованное историей успеха, подпадает под обаяние гения и соглашается признать за ним дар предвидения, придаёт его мнению больший вес. Но, как совершенно справедливо замечают критики, можно ли считать колонизацию Марса, которой бредит Маск, правильным курсом в исследованиях космоса? Стоит ли безоговорочно соглашаться, что Hyperloop окажется выгодней (суммарно, т.е. не только в пошлом краткосрочном финансовом смысле) классических транспортных схем (ведь, например, железная дорога — это не только рельсы, но и новые рабочие места, новые посёлки, новая инфраструктура)? Мы верим гению, тянемся за ним, а это влечёт перекос в распределении грантов и контрактов, венчурном финансировании, в стартапах. Допустите, что Маск обязан своим успехом банальному везению, случайности — и получится, что мы строим здание будущего на песке!

Не нужно, да и не требуется, преуменьшать талант «великих одиночек». О том же Маске коллеги (даже анонимно) отзываются как об очень умном, адекватном, способном на трудные решения руководителе. Но правильным отношением к такой личности будет рассмотрение его успеха на фоне тех наработок, которые он использовал. Да, это сделает его звезду чуть менее яркой. Зато прольёт так нужный свет на маленьких людей, на плечах которых он стоит.

P.S. В статье использованы иллюстрации Bill Brooks, Elon Musk.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях