Компания Victory Motorcycles из штата Орегон представила свою первую серийную модель полностью электрического мотоцикла Empulse TT. Он способен разогнаться до 160 км/ч, что весьма недурно для лёгкого спортивного байка с рабочим объёмом двигателя ноль кубических сантиметров.

В движение Victory Empulse TT приводит асинхронный электродвигатель с постоянными магнитами, развивающий максимальный крутящий момент 80,7 Нм и мощность 40,3 кВт (54 л.с.). Его питание, работу осветительных приборов и всей бортовой электроники обеспечивает один литий-ионный аккумулятор Brammo Power ёмкостью 10,4 кВт×ч.

Тест-драйв электробайков Victory Empulse TT.
Тест-драйв электробайков Victory Empulse TT.

По технической документации батарея заряжается от бытовой евро-розетки с напряжением 220 В всего за четыре часа (или от американской 110 В за восемь часов) и обеспечивает запас хода на сто четыре километра. В режиме максимальной оптимизации расхода энергии и регенеративной зарядки при торможении пробег увеличивается до 160 км.

Дизайн Empulse TT продолжает традиции Brammo Empulse R.
Дизайн Empulse TT продолжает традиции Brammo Empulse R.

В реальном испытании мотоцикл проехал 91,2 км в смешанном цикле с максимальным разгоном до 112 км/ч (согласно требованиям ПДД и Motorcycle Industry Council). Между тем, рекорд скорости среди электробайков пока остаётся за моделью SuperBike от Lightning Motorcycles. Весной 2011 года Полу Теде удалось разогнаться на нём до 345,6 км/ч в тесте на специально подготовленной трассе на соляном озере.

Самый быстрый в мире электромотоцикл -  Lightning Motorcycles SuperBike (фото: Richard Hatfield).
Самый быстрый в мире электромотоцикл – Lightning Motorcycles SuperBike (фото: Richard Hatfield).

Разработчиком Victory Empulse TT предусмотрено два базовых режима эксплуатации мотоцикла. Спортивный режим отключает встроенный генератор и позволяет достичь максимальной динамики, но разряжает батарею на 20% быстрее и способствует её ускоренному износу. Экономичный режим использует генератор и рекомендуется для повседневной неспешной езды в городе.

Аккумулятор Brammo Power.
Аккумулятор Brammo Power.

Оригинальным образом решена проблема перегрева батареи: роль радиатора частично выполняют алюминиевые элементы рамы мотоцикла. Менеджер по продажам компании Victory Motorcycles Джошуа Кэт описывает Empulse TT как “универсальный мотоцикл, который может быть использован для спортивной езды, впечатляющей динамикой разгона, для повседневных поездок по городу и для непродолжительных загородных путешествий”.

Главной особенностью Empulse TT (помимо электромотора) является применение шестиступенчатой коробкой передач и сцепления с «мокрой» многодисковой фрикционной муфтой. Впрочем, шестую передачу вряд ли будут часто использовать вне гоночных треков. Во время испытаний по городу и на трассе для комфортной езды было достаточно третьей передачи.

Зарядка электромотоцикла Empulse TT.
Зарядка электромотоцикла Empulse TT.

Сам стиль езды на электробайке отличается от привычного по лёгким мотоциклам классического типа. На Empulse TT не надо выжимать сцепление при переключении передач или торможении. Переключение на пониженную передачу включает регенеративную зарядку в экономном режиме, или имитирует эффект торможения двигателем в спортивном.

Порт зарядки SAE J1772.
Порт зарядки SAE J1772.

Поначалу немного удивляет, что нейтраль переместилась в положение между второй и третьей передачей. Кажется, что это не самое удобное решение, учитывая, что наиболее частое переключение как раз происходит со второй на третью и обратно. Однако запуск Empulse TT выполняется простым нажатием кнопки включения питания, а у электромотора приличный крутящий момент. Поэтому можно сразу выбрать третью передачу, причём – без использования сцепления, просто поворачивая джойстик, имитирующий ручку газа.

Панель приборов Empulse TT.
Панель приборов Empulse TT.

Крупный тахометр выполнен в аналоговом стиле, а все остальные приборы на электробайке заменяет ЖК-экран. На него выводятся показания электронного спидометра, оставшаяся ёмкость батареи и другие информационные сообщения.

Тест-драйв электробайка Victory Empulse TT.
Тест-драйв электробайка Victory Empulse TT.

Падению цен на нефть можно найти массу объяснений, одним из которых будет стремительное развитие электротранспорта. Время неуклюжих штучных прототипов прошло. Самолёты с электромоторами уже вовсю теснят жадные до керосина учебно-тренировочные модели, поезда на магнитных подушках бьют рекорды скорости один за другим, а у Tesla Motors появился не только модельный ряд автомобилей разного типа, но и сеть бесплатных станций зарядки на большей части Америки.

Ориентировочная цена Victory Empulse TT составит $ 20 тыс. Начало продаж запланировано в США на конец года.

В статье использованы фотографии с официального сайта Victory Motorcycles.