О полете и силе разума

«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» – когда-то эти, сказанные в 1898 году, слова Николая Егоровича Жуковского украшали помещения авиамодельных кружков и лабораторий аэродинамики. Часто цитата приводилась в усеченном виде, «Человек … полетит…», но дополнялась портретом великого ученого и изображением рекордного на текущий момент отечественного самолета.

Цитата эта воплощала дух отечественного модернизационного проекта. Того времени, когда и литература глядела в будущее, предсказывая даже те технологии, которые придут в реальность десятилетия спустя. Ну, скажем, мобильная связь – смотрим опубликованный в 1939 году «Генератор чудес» Юрия Долгушина. Солнечная энергетика, основывающаяся на фотоэлектрическом эффекте – «Осколок солнца» Владимира Немцова, 1955 год, на обложке пустыня, замощенная шестиугольниками солнечных батарей… Новомодный тренд, «разумные часы», сопряженные с глобальной паутиной – «Мы – из Солнечной системы» Георгия Гуревича, 1965 год.

Сейчас этот дух фантастической литературой, хоть и крайне обильной, безнадежно утерян. Фантастика пишется, массово издается – судя по длине стеллажей, отводимых фантастике в случайно уцелевших книжных магазинах… Но вот посвященная этому жанру диссертация Марии Юдановой (любезно выложенная О.Ладыженским) озаглавлена – «КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ”. «Гипотезой исследования является утверждение о том, что в современных социокультурных условиях русскоязычная фантастическая проза в литературе выполняет функции интегрированного средства обобщенной рефлексии динамики системного кризиса, которое отображает оценку перспектив трансформаций культуры, выступая в качестве опережающего индикатора.»

Рефлексия, динамика системного кризиса, трансформация культуры… О фантастических идеях, опирающихся на науку, имеющих шанс воплотиться в технику, речь уже, похоже, не идет совсем… А развитие технологий все еще идет в рамках, описанных старой советской фантастикой. Вот крохотный рассказ Генриха Альтова «Генеральный конструктор» из сборника «Легенды о звездных капитанах» 1961 года. История искалеченного мальчика, сумевшего воплотить свою мечту о небе. (Автор еще и ухитрился контрабандой протащить в детгизовскую книжку строки из запретного в то время «Орла» Николая Гумилева…)

Герой рассказа Альтова летал, управляя машиной биотоками мозга, без посредничества искалеченного тела. И это давало ему преимущество перед самыми лучшими пилотами в самых сложных условиях. Преимущество это понятно и легко описываемо даже в понятиях и терминах линейной теории автоматического управления пятидесятых годов прошлого века – человек-оператор или человек-пилот описывался ей звеном чистого запаздывания, тау, с размерностью в секундах. И немалая часть этого тау приходится на прохождение сигналов по нервам конечностей, на сокращение мышц…

И – возникает простое и естественное желание избавиться от этой задержки. Именно эту задачу взялось решить португальское ИТ-предприятие Tekever, рассматривая ее – по словам главного операционного директора Рикардо Мендеса (Ricardo Mendes) – как в высшей степени рискованную, но обещающую значительный выигрыш в случае удачи. Демонстрация результатов состоялась в конце февраля этого года.

720-brainflight

Дрон – по старому он назывался бы радиоуправляемой авиамоделью – летал, кружа вокруг зданий и даже пролетая через кольца, повинуясь сигналам, снимаемым с головного мозга через шлем-электроэнцефалограф и обрабатываемым интерфейсом мозг-компьютер (brain computer interface, BMI). Видео можно посмотреть здесь.

Вполне успешно система пилотирования силой мысли Brainflight справляется и с управлением симулятором двухмоторного дизельного аэротакси Diamond DA42 Twin Star – эта четырехместная австрийская машина, генетически происходящая от мотопланеров, популярна в связи с высокой экономичностью. Так что Daily Mail уже вовсю задается провокационными вопросами – Would YOU fly on a mind-controlled plane?

Если регулярные коммерческие авиарейсы уже совершаются фактически без вмешательства экипажа в работу автопилота, то управление мозговым интерфейсом поможет и малой авиации летать по нестандартным маршрутам (патрульным, поисковым) без прикосновения рук к штурвалу. Безразлично, пойдет ли речь о машине с людьми на борту, или о беспилотнике. Кстати, израильский боевой дрон Dominator XP был создан компанией Aeronautics Defense Systems Ltd. именно на базе сугубо гражданского Diamond DA42 Twin Star.

Экономичность дизелей издревле привлекала военных – скажем, дизелями М-30 были оснащены ТБ-7, летавшие в августе 1941-го бомбить Берлин с аэродрома в Пушкине. Ну а дух постиндустриальной эпохи инвертирует движение технологий – не из оборонной отрасли в гражданскую, как было в индустриальную эру, когда бомбардировщик Ту-16 превращался в лайнер Ту-104, а из гражданской, работающей на самые массовые и самые платежеспособные рынки, на сравнительно узкие и ограниченные рамками бюджетов военные нужды.

Так что в данном случае можно не сомневаться, что Tekever – производящий средства армейской связи, военные информационные системы и дроны – не преминет предложить оборонным ведомствам военную версию своей разработки. Сократить время реакции дрона, летящего, скажем, среди плотной городской застройки, весьма привлекательно. Дрон, как показывают недавно приостановившиеся боевые действия по соседству, является главным средством разведки даже для мелких тактических единиц, рот-батарей. Придать ему способность двигаться в сложном рельефе – как умеют летучие машинки в боевиках – задача весьма привлекательная и прибыльная…

Но надо понимать одно – интерфейс мозг-компьютер в летающих машинах, если и будет доведен до степени практического применения, будет крайне эпизодическим этапом развития технологий, ну, примерно как когда-то ставили автопилот Сперри на биплан Р-5 с тросиковым управлением, и получали массу интересных знаний о влиянии упругости на возникновение автоколебаний… Почему? Ну, тому есть несколько причин.

Первая – то, что мозг человека эволюционировал отнюдь не для управления летательным аппаратом. Удерживать равновесие на ветвях деревьев – да. Плести интриги в стае гоминид – тоже да. А вот с управлением полетом муха справляется куда лучше нас, расходуя на это куда меньшую процессорную мощность. Вот с нее и надо копировать нейросистемы управления… (А вот со стрижей, нарезающих круги во дворе над гаражами – не надо… Они крутятся по одному и тому же радиусу, и опытная кошка, влезшая на конек крыши, забирает их лапкой из воздуха одного за другим!)

Дистанционное управление боевыми дронами – малоперспективно. В конфликтах ближайшего будущего (видимо – неминуемых…) будет резко расти роль средств радиоэлектронной борьбы, позволяющих «забить» диапазоны, на которых идут сигналы управления вражеским дронам. Супостат, естественно, попробует сделать то же самое… В пределе получится ситуация из «Фиаско» Лема, где белым шумом очень приличной мощности были заполнены все диапазоны.

Ну а управлять пилотируемым аппаратом – за исключением, разве что, спортивных машин – снимая сигнал с мозга находящегося на борту пилота, вряд ли перспективно. Пассажирским и грузовым лайнерам лучше всего летать строго придерживаясь инструкций, полетных планов и тому подобного – с такой рутиной автомат справится лучше человека. Маневренный истребитель или штурмовик – лучше, если человека на борту не будет. Мозговое управление не убережет же пилота от перегрузок, от «выпадания зрения», так что на борт лучше загнать нейрокопию мухи или хищной осы…

А чем интересен португальский опыт? Да тем, что мысль человека управляет машиной, созданной его разумом, без посредства тела… Давнишний рассказ Альтова кончался словами: “Только теперь пилот понял, как должна была оканчиваться последняя фраза: «Я считаю, что полет к Юпитеру корабль должен совершить без человека»”.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях