В последнее время фитнес-трекеры стали крайне популярными гаджетами. Выполненные в виде браслета, часов или вшитые непосредственно в спортивную одежду и обувь они постоянно измеряют количественные характеристики вашего состояния здоровья. Модели попроще определяют только пульс и реагируют на ускорение, более совершенные считают пройденную дистанцию, а также фиксируют все движения, пытаясь затем оценить качество тренировок и сна. Молодая компания FIXD Automotive решила создать первый фитнес-трекер, который подобным образом мог бы оценивать состояние автомобиля и прогнозировать различные неисправности, заранее давая советы по их профилактике.
Сенсорный блок под названием FIXD – миниатюрное устройство, которое подключается к диагностическому порту OBD-II, обычно расположенному слева под рулевой колонкой. Его можно найти в большинстве машин американского производства, выпущенных после 1996 года. В соответствии со стандартом SAE J1979 модуль FIXD периодически отправляет серии диагностических запросов и передаёт их результат по Bluetooth на смартфон, где они обрабатываются соответствующим мобильным приложением.
Основной режим – фоновое считывание текущих параметров работы основных систем автомобиля, диагностика которых возможна на ходу. Также FIXD может запрашивать и обрабатывать сохранённые коды неисправностей, калибровочные данные и выполнять отложенные тесты.
Автором идеи стала Рейчел Форд (Rachel Ford) – специалист в области биомедицинской инженерии из Джорджии. «Как и люди, автомобили иногда «болеют», а единственный способ сказать нам об этом – выполнить диагностику, – комментирует Рейчел. – Наша команда уверена, что должен быть лучший способ оценивать здоровье автомобиля».
Сооснователь компании Джон Гаттузо (John Gattuso) поясняет, что поскольку FIXD получает питание непосредственно от аккумулятора автомобиля, ему не требуется собственный источник энергии. По образованию Джон – инженер-механик. Последние четыре года он работал в гоночном клубе Wreck Racing, где требовалось разрабатывать оригинальные технические решения при строго ограниченном бюджете. Идея Рейчел пришлась ему по душе, и для её воплощения они начали кампанию по сбору средств.
Со временем в команду пришли ещё два человека: программист Рикин и промышленный дизайнер Кевин. Вместе они написали прошивку FIXD и первую версию мобильного приложения. Оно выполнено в классическом стиле, где на главном экране отображается вывод об общем состоянии автомобиля, а на дополнительных экранах показана статистика и различные индикаторы.
Среди них есть индикаторы состояния фильтров, масла, топливной смеси и температуры двигателя. На отдельной вкладке показывается расчётная степень износа АКБ и механических узлов, готовность подушек безопасности, давление в шинах и другие параметры, если автомобиль оборудован соответствующими датчиками.
В целом FIXD – это гибрид бортового компьютера и диагностической платы с удалённым доступом. Его самая важная отличительная черта заключается в способности предсказать время и характер очередной поломки по анализу накопленных данных.
Пока компания использует в расчётах для каждого узла заявленные характеристики завода изготовителя. В будущем планируется собрать статистику всех пользователей на одном сервере и обновить прошивку FIXD с учётом реально собранных данных.
Сейчас первая версия показывает, через сколько миль (или километров) пробега ожидается возникновение какой-либо проблемы и к чему она в итоге приведёт, если водитель проигнорирует предупреждение. Более того, приложение оценивает приблизительную стоимость ремонта и его целесообразность на данном этапе.
Приложение FIXD умеет обмениваться данными через интернет в автоматическом режиме, так что с одного смартфона можно контролировать состояние нескольких автомобилей – например, членов семьи или сотрудников фирмы.
Как и любой гаджет, FIXD усложняет работу автомобильной электроники, что в определённых ситуациях может привести к проблемам с безопасностью. «Это правда, что через диагностический порт можно взломать защитные системы и угнать автомобиль, но использовать для этих целей наш модуль будет сложно, – поясняет Джон Гаттузо. – Потребуется подключиться к нему по беспроводному каналу. Для этого надо стоять с ноутбуком в нескольких метрах, а затем каким-то образом изменить прошивку и запустить сторонний код, который отправит команды системе зажигания в обход блока сигнализации. Считаю, что это крайне трудно, хотя и принципиально возможно. С другой стороны – ни одна система не обладает полной защитой».
По словам разработчиков, уровень криптографической защиты при беспроводной передаче данных сравним с таковым в платёжных системах. Если же кто-то перехватит диагностические данные по каналу Bluetooth и всё-таки сможет их расшифровать, то даже тогда вряд ли найдёт способ использовать их во вред владельцу.
Поначалу мобильное приложение FIXD будет работать только в ОС Android. Выпуск версии для iOS есть в планах компании, но команда разработчиков не уверена в его скором релизе. Массу проблем создают жёсткие ограничения со стороны операционной системы и политика самой Apple.
К настоящему времени проект собрал на Kickstarter чуть больше $4000 из необходимых тридцати. Пока ещё действует ограниченное предложение, в рамках которого можно оформить предзаказ на устройство за $40. Затем предварительная цена вырастет до $50. Прежде чем вносить пожертвование, разработчики просят убедиться в том, что выбранная машина оснащена диагностическим портом OBD-II. Если в этом есть какие-то сомнения, то можно отправить им письмо, указав модель автомобиля и год его выпуска. Команда честно предупреждает о возможных задержках начала производства. Если всё пойдёт по плану, то первые партии FIXD начнут рассылать в апреле следующего года.