Первые ассоциации возникают от слова «робот»? Пожалуй – как нечто железное, пахнущее горячим железом и маслом, трудящееся на умножение прибылей капиталистов, то есть сугубо враждебное естеству природы. Ну а дрон, робот летучий, однозначно связывается в умах с военными ведомствами и бессудным уничтожением собственных граждан. Однако как мы и предлагали ранее («Дроны над Северским Донцом») для контроля над Гражданской войной в Украине ОБСЕ будет использовать дронов-наблюдателей (OSZE will Drohnen in der Ukraine einsetzen), что сделает ход дел более прозрачным и, возможно, позволит приостановить кровопролитие…
И для решения задач охраны природы дроны подходят очень хорошо. Дело в том, что в отличие от щедро снабжаемых казной военных ведомств, службы охраны окружающей среды крайне низкобюджетны. У них мало сотрудников, и мало техники. А надзирать они должны за ходом дел на весьма обширных пространствах – вот в Нечерноземье в пару ближайших недель ожидается температура за тридцать градусов, при влажности воздуха около тридцати процентов… То есть – на довольно больших территориях возникла угроза возникновения лесных и торфяных пожаров.
И это – центр России с его довольно небольшими пространствами. А есть же еще и гигантская Сибирь. А есть и государства Третьего мира, где бывший тропический рай интенсивно низводится до состояния окружающей среды. Вот там-то и нашли свое применение природоохранные дроны. Занимается этим совсем молодая – два годика только – благотворительная организация ConservationDrones.org, имеющая свои отделения в Австралии, Великобритании, США и Швейцарии.
Хотя ConservationDrones.org она за пару лет своего существования успела уже использовать своих дронов для наблюдения за жизнью и численностью колоний морских птиц у берегов Австралии, понаблюдать за тем, как гренландские олени-карибу питаются гренландской-же растительностью (ну назвали е викинги эту страну когда-то Зеленой…), изучить состояние дел в тропических лесах интенсивно индустриализирующейся Индонезии.
Привлекали дронов и для борьбы с браконьерством в Непале, Габоне и на Мадагаскаре. Ну а теперь летучих роботов привлекли к задаче спасения коралловых рифов Белиза. Занимается этим Общество защиты окружающей среды (Wildlife Conservation Society) и Департамент рыболовства Белиза (Belize Fisheries Department), приступившие к тренировке операторов дронов для наблюдения за процессами, протекающими вокруг коралловых рифов.
Да-да, Белиз, хорошо известный в среде отечественных предпринимателей выше средней руки как «налоговое убежище», tax haven с давней, хоть и несколько специфической репутацией, является еще и обладателем крупнейшей в западном полушарии системы коралловых рифов. Для их охраны создано более дюжины охраняемых территорий.
Да-да, именно охраняемых. Коралловый риф – штука весьма интересная. Он достигает невероятных, поистине геологических размеров – их общая площадь превышает 27 млн. квадратных километров. Нет более наглядного примера того, как жизнь меняет лицо планеты! Но коралл еще и поразительно уязвим. Даже добыча коралловых веточек для нужд сувенирных лавок (мало у кого они не пылятся на полках) способна причинить заметный ущерб хрупким экосистемам рифов.
Ну а куда больший ущерб – способный привести вообще к гибели колонии полипов – приносят некоторые виды рыболовства, не говоря уже о промышленном использовании известняка коралловых рифов. И человечество в этом преуспело – считается, что погублено около трети кораллов планеты, при таком ходе дел к 2030 году заметная часть рифов будет полностью уничтожено. Понятно, что Белиз пытается спасти свои рифы – ведь главный источник валюты для бывшего Британского Гондураса составляют поступления от туризма (в сфере обслуживания заняты 72% населения этой страны).
Ну а главную опасность для хрупких веточек кораллов представляют донные ловушки для омаров, которые сокрушают их в сезон отлова этих вкусных морских ракообразных. Масса уничтоженных коралловых полипов несопоставимо превышает массу добытых морепродуктов – а восстанавливаются кораллы десятилетиями. Ну а обеспечить патрулирование своих огромных рифовых территорий (акваторий?) традиционными методами трудно.
Дело – в экономике. Доход на душу населения чуть больше восьми тысяч долларов, где-то в начале второй сотни стран по миру, не дает возможности оплатить должное количество патрульных вертолетов и катеров. И поэтому при помощи международных организаций к задаче охраны природы были привлечены дроны. Маленькие машинки, скорее напоминающие конструкции авиалюбителей.
Несмотря на малый размер, дрон способен передавать оптическую картинку высокого качества, до формата 4К. Могут летучие роботы работать и в инфракрасном диапазоне, обеспечивая наблюдение и за животными под пологом листвы, и за браконьерами, таящимися в ночи… (На качество тепловизионной картинки можно посмотреть здесь – RAVEN THERMAL IMAGING CAMERA TEST)
Ожидается, что небольшое количество дешевых дронов – полученных от благотворительной организации – смогут резко увеличить объем находящихся под наблюдением площадей, и позволит куда лучше направлять катера береговой охраны для задержания браконьеров. Кроме того, доступные для фиксации техническими средствами данные – жесткие диски, на которые удобно писать видеопоток с дронов, послужат ценным материалом для специалистов, занимающихся экологией морских систем.
То есть робот резко повышает производительность труда специалистов охраны дикой природы. Ну и дает возможность отправить патрульный катер именно туда, где замечены преступники, что экономит и горючее, и моторесурс. Так что в Белизе по результатам опытной эксплуатации системы в шесть ближайших месяцев ожидают значительного эффекта.
Очень интересно происхождение самой группы ConservationDrones.org, выросший из хобби ее основателя Лянь Пин Ко (Lian Pin Koh). Этот уроженец Сингапура учился в Европе и получил степень доктора философии по экологии и эволюционной биологии в Принстоне. Ну а в свободное время любил управлять самолетиками с радиоуправлением. (Причем наверняка магазинными – в отличие от честных авиамоделистов советских времен…).
И вот доктору Ко и пришла в голову идея, использовать камеры, установленные на борту дронов для наблюдения за интересующими экологов процессами. Сначала это было подглядывание за жизнью орангутангов, лишенных привычной среды обитания из-за расширения площадей плантаций масличных пальм на Суматре. Идею одобрил Серж Вич (Serge Wich), в результате чего на свете и появилось ConservationDrones.org.
Ну а теперь дроны для работы в Белизе конструируются с учетом работы в условиях морской среды. Всего в ConservationDrones.org трудится более сотни дронов, выполняющих задачи в различных странах. И их труд явно будет полезен ученым!
Но вот решат ли дроны задачу с браконьерством? Биолог, рассказывавший автору этих строк об исчезновении рифов в Индийском океане, говорил, что подросшему из-за расползании европейской медицины по планете, населению, нет иного занятия кроме браконьерского лова морепродуктов, сопровождающегося уничтожением кораллов. А семь миллиардов человек на планете это очень много, куда больше чем потянет экосистема Земли… Но тут уж дрон-эколог ничего сделать не может…