Мы живём в эпоху глобальных кризисов. Наряду с энергетическим, водным, межрелигиозным человечество переживает ещё и кризис транспортный. Оглянитесь! Личный автомобиль — штука удобная, но в высшей степени эгоистичная и неэффективная: львиную долю энергии он тратит на то, чтобы тащить себя самое. Общественный транспорт куда лучше расходует пространство и топливо, но ценою личных удобств. Кроме того, самолёты дороги, корабли медлительны, поезда ходят по расписанию. А сверх всего все они ещё и подвержены авариям. Золотой середины, объединившей бы преимущества и устранившей недостатки, пока не придумано. Но надежда, естественно, есть, и сейчас она особенно крепка: за транспортную проблему взялся человек, для которого, кажется, не существует слова «невозможно».

Я говорю об Элоне Маске, которого часто называют «Джобсом 2.0». И ещё неизвестно, кому больше льстит такое определение. С основателем Apple их роднит невероятный энтузиазм и работоспособность: как известно, за что бы ни брался Джобс, он если и не решал задачу, то, по крайней мере, заставлял о ней говорить и тем приближал решение. Но у Маска послужной список всё-таки красивей. Уроженец ЮАР, учившийся в Канаде и въехавший в США по чудаковатому пропуску (если верить легенде, он получил американское гражданство как мастер игры в подводный хоккей), Маск приложил руку или непосредственно основал и управляет целой серией замечательных — и, главное, успешных! — бизнесов. Своё состояние он сколотил как сооснователь PayPal, после чего взрастил SpaceX (единственное сегодня частное предприятие, планомерно доставляющее грузы на и с МКС), Tesla Motors (похоже, единственного прибыльного автопроизводителя, специализирующегося на электромобилях), Solar City (крупнейшего в Соединённых Штатах установщика домашних и офисных солнечных батарей с оригинальной бизнес-моделью).

Временами Маск, конечно, перегибает с энтузиазмом. Например, он считает что умереть на Марсе будет круто. Поднимите руку, кто хотел бы такой судьбы?
Временами Маск, конечно, перегибает с энтузиазмом. Например, он считает что умереть на Марсе будет круто. Поднимите руку, кто хотел бы такой судьбы?

В результате продолжительность его рабочей недели уже превышает сто часов. Но прошлым летом Маск обмолвился, что трудится ещё над одним проектом. На мелочи он не разменивается принципиально, уделяя внимание только проблемам, имеющим критическую важность для цивилизации. Вот почему ракеты, вот почему интернет, вот почему чистая энергия. И вот почему Hyperloop.

Проект загадочный, если не сказать секретный. Известно о нём крайне мало: Маск за прошедший с первого упоминания неполный год поделился буквально крупицами информации — вероятно, не желая раскрывать революционную придумку, пока не будут завершены теоретические изыскания и, возможно, достигнута договорённость с местными властями на постройку первой транспортной линии. Дело, впрочем, движется к развязке: 20 июня или вскоре после того обещаны официальные подробности. Можете представить, что творится в деловой прессе. Зная, чего стоят «сумасшедшие идеи» Маска, потенциальные инвесторы, партнёры, конкуренты не устают ломать голову: что же такое Hyperloop?

Из сказанного на пресс-конференциях можно составить следующую картину. Гиперлуп — пятый (вдобавок к перечисленным выше) способ массовой транспортировки людей и грузов на дальние расстояния. Объекты будут перемещаться с субзвуковой скоростью, то есть около 300 м/с или, что то же самое, что свыше тысячи километров в час. При этом не требуется постройки рельсовой дороги или возведения вакуумных тоннелей: по шуточному определению Элона, данному на днях, Гиперлуп будет чем-то вроде гибрида самолёта, электромагнитной пушки (так называемый рельсотрон) и воздушного хоккея (настольная игра, где шайба подвешена над полем на воздушной подушке).

Very High Speed Transit System.
Very High Speed Transit System.

На возведение гиперлуп-магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (двумя крупнейшими мегаполисами тихоокеанского побережья Штатов) придётся истратить шесть миллиардов долларов. И страна получит уникальную транспортную линию, перевозящую ежегодно свыше ста миллионов человек, независимую от погоды, отправляющую людей и грузы немедленно по приходу на вокзал, по ценам более низким, чем для перевозки любым другим видом транспорта, снабжающим себя энергией самостоятельно за счёт установленных вдоль линии солнечных батарей, да ещё и с нулевой аварийностью.

Шесть миллиардов долларов — по миллиарду на каждые сто километров магистрали — кажутся безумной суммой. Но всё познаётся в сравнении. Скоростная железная дорога, которую планируется построить здесь же, при себестоимости большей чем на порядок не обеспечит ни скорости, ни цен, ни удобств Гиперлупа. Так что очередная хайтек-фантазия Маска стоит на прочном фундаменте. Вот только ответа на вопрос, как же она работает, всё ещё нет.

Несмотря на оживлённую дискуссию в прессе и на форумах, версий выдвинуто немного. Одна из самых популярных сводится к тому, что Гиперлуп – это подземный тоннель, в котором грузовая платформа на магнитной подвеске разгоняется бегущим электромагнитным полем. Такую конструкцию ещё в 70-х годах предложили в США (Very High Speed Transit System), и уже тогда она была технически осуществимой, разве что весьма дорогой. Другая версия — даже прорабатываемая на предмет постройки (проект компании ET3) — предполагает возведение уже надземного тоннеля, что должно здорово удешевить конструкцию.

Главный недостаток и того, и другого, впрочем, в том, что из тоннелей предполагается откачать воздух, тогда как Hyperloop вакуума не требует. Кроме того, многокилометровые тоннели не выглядят и абсолютно безопасными.

Tesla Motors.
Tesla Motors.

Решение кажется невозможным, но Маск смеётся над этим словом. Ему не привыкать ломать сопротивление скептиков: каждый его проект встречался такой волной сомнений, что хватило бы на десять лет вперёд — в особенности электромобиль, мысль связаться с которым даже сам Маск называет сегодня «глупейшей, если не сумасшедшей». Но Tesla Motors уже прибыльна, планирует две бюджетных модели (компактный внедорожник и седан) и значительное расширение сети заправочных станций по США. Можно предположить, что и для Гиперлупа теоретическое решение уже готово, а скорее всего, есть и демонстрационный прототип. Просто Маск умеет держать язык за зубами.

Предприятия Маска, когда только это возможно, не патентуют и не рекламируют свои инновационные технические решения, предпочитая работать молча. И это не прихоть, а жизненная необходимость: нужно любой ценой удержать ключевые технологии от попадания в руки людей, которым плевать на авторские права (Маск кивает в сторону Китая). Вот почему мы так мало знаем о Hyperloop. Через пару недель покров тайны, наконец, поднимут, ну а пока примите это как головоломку. Есть идеи?