“Новационный маркетинг” требует от рекламщиков нестандартных ходов – но почему-то все эти новшества сводятся к банальному SMS-спаму или резкой атаке пользователей с помощью электронной почты, аськи или в соцсетях. Но если в Сети защитить себя от таких неадекватов возможно в том числе и с помощью провайдера связи, то в сотовых сетях сделать это на порядок сложнее.

Новый 2013-й год только начался, а в сетях опсосов уже отмечены две весьма сильные SMS-атаки на пользователей. Одна – федерального значения, когда представители ООО “Разумные игры” (генеральным директором в этой компании и учредителем пока что числится некий Максим Доронин 1973 г.р.) предлагали “поиграть” в “викторину”, с помощью которой только один счастливчик якобы мог выиграть автомобиль (более подробно об этом писали вот здесь). Правда, в таких “мероприятиях” есть большие сомнения в реальности призов и честности организаторов процесса. Вторая – значения локального: с помощью SMS-спама рекламировали службу такси в городе Ижевске (читать снизу вот здесь). Жителей Ижевска возмутил рекламный ход одной из местных служб такси, разославшей на мобильные телефоны SMS от имени отправителя “мама”. Впрочем, тот факт, что эти две рассылки стали известны, – случайность, это стало возможным только благодаря возмущению пользователей в социальных сетях. Ибо рассылок таких если не миллион, то тысячи – точно. Они появляются каждый день.

SMS-спам
ООО “Разумные игры” вместе с “Пластик Медиа” рассылают пользователям спам, чтобы пригласить их поучаствовать в своих “викторинах”

Операторы связи, надо отдать им должное, не спешат бороться с SMS-спамом. Если вы спамер и договоритесь с каким-либо SMS-агрегатором или контент-провайдером, имеющим прямой доступ к SMS-центру оператора связи, то все ваши рекламные сообщения будут доставлены до адресатов оперативно и по низким ценам. Не будучи отсмотрены системами SMS-спама, они ловят только самый низкий уровень спамеров, которые отправляют свои сообщения с помощью SIM-карт, оформленных на “левые” данные. Да, конечно, все SMS-сообщения отправляемые контент-провайдерами, вроде бы должны демонстрироваться специально обученным сотрудникам опсосов из числа сотрудников отдела маркетинга заранее и до рассылки, но это происходит далеко не всегда. В этих правилах полно “дырок” и исключений. И пока 10-20 абонентов не выскажут свои негативные эмоции сотрудникам call-центра оператора связи, отважные борцы с фродом даже не пошевелятся приструнить зарвавшегося “рекламодателя”: каждое отправленное SMS – это живые деньги. Ведь давно известно, что борьба с фродом у оператора связи организуется избирательно. Если надо защитить денежные поступления оператора связи, то все сотрудники работают оперативно и чётко. А если потерпевшая сторона – абонент, да ещё не с самым большим ARPU, то многим и дела-то нет, только если уж он не станет громко возмущаться.

SMS-псам
Весьма глупая спам-рассылка ижевского такси

Учитывая тот факт, что каждый пользователь может стать жертвой SMS-спама, попробуем выяснить, как можно защититься от этого негативного воздействия. Самый простой вариант – активировать все запреты для отправки вам рекламных сообщений самим оператором связи. Обычно больше всего спама именно от вашей компании связи. Второй шаг – необходимо изучить устройство вашего смартфона и найти там, как добавлять номера “отправителей” в чёрный список. Но и это защитит вас только от спамеров “низового” уровня, которые рассылают свою информацию с помощью сотовых телефонов, оформленных на “левые” данные. Ведь спам, который идёт на уровне SMS-центров опсосов, будет иметь в ID отправителя произвольное имя или веб-адрес сайта. Ну и третий вариант – это, конечно, включение запрета отправки SMS на короткие номера. Это на тот случай, если вы случайно ошибётесь в отправке ответа на SMSку, которая вам точно не понравится. Уж от серьёзных финансовых затрат это вас точно убережёт.

SMS-спам
Спам-рассылки по SMS циркулируют по сетям опсосов каждый день. Чтобы их остановить, необходимо “напрягать” ФАС.

Есть и алгоритмы действий, которые способны исключить именно ваш номер из списка спамеров, – это “наказание рублём”. Дело в том, что любой SMS-спам, по сути-то, попадает под определение рекламного, так как направлен на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару, услуге. А ст. 18, п. 1 того же ФЗ “О рекламе” прямо и однозначно запрещает использовать сети электросвязи для массовых рекламных рассылок без предварительного согласия абонента. Обычно никто из абонентов такого желания никому не высказывает – следовательно, все эти рассылки незаконны.

Первый шаг для отписки от рассылки и организации реального противодействия, кроме стона в соцсетях, – это звонок вашему оператору связи по справочному номеру абонентской службы. Это 0890 в МТС, 0611 в “ВымпелКом” и 0500 в “МегаФон”. Оператору абонентской службы называем свои данные, а также излагаем суть дела: приходят SMS с рекламой, которую не заказывали. Сразу говорим, что этому рекламодателю своего номера телефона не оставляли. Здесь же выражаем желание создать трабл-тикет по поводу несанкционированной спам-рассылки. Пресекаем попытки оператора “перевести стрелки”, так как вам немедленно предложат позвонить инициатору рассылки и вычеркнуть свой номер из его базы. Нет и ещё раз нет – договор на услуги связи у вас с оператором связи, пусть он этим занимается самостоятельно. Спрашиваем данные инициатора рассылки – для письменной претензии. Оператор отказывается их назвать или не знает? Отлично, фиксируем дату и время звонка, просим сообщить номер нашей заявки о массовой незаказанной спам-рассылке. Оператор отказывается? Ему же хуже – все разговоры записываются в абонентской службе.

SMS-спам
После создания жалобы для ФАС не забудьте сделать скрин спамного SMS и приложить его к заявлению.

А если сотрудник абонентской службы связи взял все ваши данные и отписал вас от массированной рекламной спам-рассылки самостоятельно, это ещё лучше. Значит, он признал факт этой рассылки и предпринял задокументированные действия по ограждению пользователей от незаконных действий третьих лиц. Запоздалые, конечно, действия, но хоть что-то. Нелишним будет написать об этой ситуации у себя в блоге – всё равно, на какой платформе. Главное, чтобы она индексировалась поисковыми системами. Выложите скрин SMS-спама и кратко опишите ситуацию, укажите своего оператора связи. Те, кто получил нечто аналогичное, найдут эту информацию.

Самый правильный вариант, который, кстати, я сегодня реализую, – это написать в Федеральную антимонопольную службу. Надзор за нарушителями ФЗ “О рекламе” – это их проблема, тем более что региональным управлениям ФАС всегда нужны “палки” по воздействию на те или иные юридические лица: ну чтобы показать эффективность своей работы. Правда, к этому процессу надо подготовится. Сначала – сделать фотографию скриншота с вашего терминала связи, где будет явно виден текст спамной рассылки. Дальше зайдите в офис к оператору связи и попросите у него заверенную копию на оказание услуг связи – покажите паспорт, назовите номер, и вам здесь же всё распечатают. Если у вас подключены какие-либо услуги, запрещающие отправку вам SMSок рекламного содержания, попросите отдельную справку на эту тему специально для ФАС. Сделают. И пусть заверят это всё печатью. Кроме того, необходимо сделать детализацию за тот день, когда вы получили спам. Хорошо, если сразу после получения спамного SMS в детализации будет отмечен ваш звонок в абонентскую службу, где вы оставите свою жалобу на SMS-спам. Ну и, конечно, надо написать заявление в ФАС.

Хороший вариант для заявления можно найти вот здесь. Что должно быть в документе? Краткое описание ситуации, фиксация того, что вы свой номер организатору рассылки добровольно не предоставляли. Ну и описание всего того, что было дальше с требованиями, иначе ФАС и не будет ничего делать. Как минимум надо требовать провести проверку вашего оператора связи и организатора спам-рассылки на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, обязать вашего оператора связи предоставить информацию об организаторе спам-рассылки, о способе и месте получения абонентского номера, на который поступали рассылки (конечно, там будет у опсоса полный аут – вы выиграете вчистую). Обязательно “провести проверку организатора рассылок на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации” – пусть развлекаются. Ну и для полного комплекта – “в случае обнаружения подобного рода нарушений, привлечь к ответственности лиц, виновных в допущении нарушений”: это “привет” всем собратьям по несчастью.

Работать с ФАС достаточно просто. Проще всего отправить наше обращение в электронном виде. Для этого заходим вот по этой ссылке и аккуратно заполняем все поля. Поскольку нам надо приложить немножко документов (фотографию смски, детализацию и скан договора с оператором связи), то эти документы мы отправляем на delo@fas.gov.ru. При этом объём вложений не должен превышать 2 Мб. Через 5 рабочих дней можно позвонить в ФАС и попросить входящий номер своего обращения – подскажут по фамилии. Ну а поступившие ответы или протоколы стоит выложить в социальные сети. Страна должна знать своих “героев-спамеров”. Хоть руки в приличном обществе им не подашь случайно.