О баннерах в интернете известно всё: кто их видит, сколько раз, где и зачем. Оффлайновая реклама — совсем другое дело. Замечает ли хоть кто-нибудь, например, рекламный плакат на улице? Кто знает! Системы, которые используют распознавание образов, чтобы точно определить, как люди реагируют на рекламу на улице, стали появляться лишь недавно.
Московская компания VisioSmart работает именно в этой области. Кроме программного обеспечения, VisioSmart также изготавливает зеркала со встроенными дисплеями для показа рекламы. Такие зеркала ставят в публичных местах, и когда к ним подходит человек, система, разработанная в VisioSmart, пытается определить его пол, а затем показывает подходящий рекламный ролик. Получается контекстная реклама в оффлайне — нечто похожее, кажется, одолевало Тома Круза в «Особом мнении».
Зеркалам VisioSmart пока далеко до рекламы из «Особого мнения», но, во-первых, это и к лучшему, а во-вторых, действие фильма разворачивается не в 2012, а в 2054 году — у программистов ещё есть время.
О том, как работает система VisioSmart, «Компьютерре» рассказал Владимир Коровин, один из основателей компании.
— Что представляет собой эта система?
— VisioSmart — это система управления различными рекламными носителями. Сегодня мы можем подключить к ней любой носитель — терминал, платёжную панель LCD, информационный киоск — и через интернет с помощью удобной панельки управлять этой рекламой. Но это только вершина айсберга, а самое интересное начинается дальше. То, что вы сейчас видите на экране…
— Я вижу непрерывное распознавание лиц…
— Да. На самом деле, идёт непрерывный контакт аудитории с рекламным носителем. Система видит, что на этот рекламный носитель человек посмотрел. Меняя настройки, мы можем сказать, что именно человек увидел, посмотрел, изучил и так далее.
— Рекламный носитель в данном случае — это, в основном, телевизор?
— Нет, рекламным носителем, с которым работает VisioSmart, может быть что угодно — хоть телевизор, хоть обычный баннер, хоть рекламный плакат. Каким бы ни был носитель, система определяет, посмотрел ли человек рекламу. Это то, чего в офлайне до сих пор не было.
— Какие данные собирает система?
— Тут только базовая информация. Система определяет человека, обрабатывает полученную информацию, но не сохраняет запись. Мы пока никаких данных о человеке не храним.
— Но какую-то статистику вы собираете?
— Мы записываем, сколько человек посмотрело и сколько из них было мужчин, а сколько женщин.
— Клиентам этого достаточно?
— Да. Наша система уже работает, и её эффективность огромна. Например, я могу сказать, сколько людей в данный момент находится в помещении кафе «Шоколадница». Я могу сказать, какие люди там находятся. Будет и следующий этап. Если сегодня мы распознаём только пол, то завтра — пол и возраст. То есть мы сможем говорить о том, какая пришла аудитория. Сегодня в принципе ни одна система подсчёта аудитории этого не даёт.
— Какие технологии у вас используются?
— Знаете, есть система распознавания — это отдельный программный модуль, который очень долго писался…
— Собственный? Не OpenCV или другой открытый проект?
— Нет, всё полностью разработано у нас.
— Сколько у вас человек в команде, и где они расположены?
— Вся команда VisioSmart находится в Москве. Порядка пяти-шести программистов, ну и менеджеры с сейлзами. У нас уже начались продажи, и появился отдел продаж. В данный момент идёт рекламная кампания на заправках «Газпром-Нефти», использующая нашу систему.
— Я вижу, распознавание работает эффективно — с обычной веб-камерой и при плохом освещении.
— На самом деле, есть погрешность, потому что слабый компьютер стоит. Когда мы ставим более серьёзный компьютер, точность распознавания повышается.
— А почему некоторые люди красным обводятся, некоторые — синим?
— Дело в том, что он распознал меня как мужчину, а вас, извините, как женщину.
— С бородой.
— Попробуйте отвернуться и повернуться к нему снова.
— Не помогает.
— Следующий момент — это когда мы работаем с зеркалом. Когда человек подходит, ему показывают таргетированную рекламу: мужчинам — мужскую, женщинам — женскую.
— Система где-то уже внедрена?
— Уже внедряем в Москве.
— А партнёров можете назвать?
— У нас сейчас есть внедрение в кафе «Территория», сейчас подписываем договор с «Шоколадницей» и разворачиваем пилотный проект.
— Где должна стоять ваша камера в кафе?
— На входе. На самом деле, два основных места. Первое — это холл, где идёт основной поток людей. Следующий элемент нашей системы — это, например, умывальник. Когда вы подходите к зеркалу, система вас распознаёт: кто вы, мужчина или женщина, — и показывает таргетированную рекламу. Эффективность сразу вырастает, плюс эффект неожиданности ну и так далее.