Microsoft никогда не стеснялась претендовать на уже занятое место. Там, где не срабатывает принцип «сделай так же, продай дешевле», компания грубо давит деньгами. Иногда не помогает и это (вспомните печальную историю плеера Zune), но чаще за место таки удаётся зацепиться (Xbox, Internet Explorer и т.д.). Играет софтверный гигант в соответствии со статусом, крупно. Каждый раз, когда кто-нибудь берётся подсчитать, во что обошлась ему схватка за очередной рынок, цифры приводят в священный трепет.

Свежий пример — поисковая система Bing. Согласно подсчётам CNN Money, ставшим сенсацией на прошлой неделе, содержание собственного поисковика обходится Microsoft в сумму около 800 миллионов долларов ежеквартально. И расходы растут без всякой надежды на улучшение. Только с момента запуска Bing в 2009 на ней потеряли свыше 5 миллиардов, а считая с 2007 года, когда функционировали предшествующие версии поисковика, счёт тянет уже на 9 млрд. долл.

Поисковый бизнес — один из немногих, порождённых глобальной сетью, с очень высоким порогом на вход. Создание и поддержка по-настоящему популярной поисковой системы по зубам лишь тем, кто способен покрыть значительные расходы на её эксплуатацию, а для этого, естественно, нужен либо глубокий карман, либо успех у рекламодателей. Последнее требует внимания со стороны рядовых сетян, так что круг замыкается. Как результат, четыре самые популярные поисковые машины обслуживают сегодня львиную долю запросов Веб, а оставшиеся (примерно) сто поисковиков довольствуются долями процента в узких нишах или обособленных регионах. Microsoft есть чем гордиться: она сумела откусить кусочек глобального поискового пирога — хоть ей и потребовалось на это без малого тринадцать лет!

Первая поисковая машина (MSN Search), использовавшая поначалу чужую индексную базу, появилась у софтверного гиганта в 1998 году. Пережив несколько реинкарнаций (Windows Live Search, Live Search) и попутно обрастая вспомогательными сервисами, к 2009 она обрабатывала у себя, в США, около 8% запросов. Летом 2009 безликое «Search» было заменено на «Bing», финансирование увеличено чуть ли не вдвое, и всего за два следующих года доля Microsoft в поисковом бизнесе тоже удвоилась. Сегодня в США (данные comScore и Experian Hitwise) Bing обрабатывает около 15% запросов, а если считать вместе с Yahoo!, для которой она служит движком (см. «Тянут-потянут»), то и почти все 30%.

Если в жизни американских пользователей Bing сумела занять второе после Google место, оттянув на себя почти треть запросов, глобальная картина выглядит иначе. Влияние Microsoft на расстановку сил здесь почти незаметно (данные StatCounter): Bing остаётся одним из мелких второстепенных игроков.
Если в жизни американских пользователей Bing сумела занять второе после Google место, оттянув на себя почти треть запросов, глобальная картина выглядит иначе. Влияние Microsoft на расстановку сил здесь почти незаметно (данные StatCounter): Bing остаётся одним из мелких второстепенных игроков.

Тут следует отметить, что точность рейтингов поисковых машин традиционно оставляет желать лучшего. Цифры, называемые разными исследователями даже для одного региона различаются порой очень сильно, а для Сети в целом разброс показаний ещё больше. Тем не менее, в случае с Bing очевидна тенденция: наращивая свою популярность каждый квартал, поисковик Microsoft растёт в основном за счёт мелких конкурентов. Позиции соперника номер один, Google, как минимум последние два года непоколебимы. Вот почему на поистине наполеоновские планы Microsoft аналитики смотрят с сомнением: даже став за счёт «поисковой мелочи» вторым или третьим игроком после Google и Yahoo!, Bing владеет недостаточной долей рынка, чтобы рассчитывать на приличный заработок с рекламы. А расти выше некуда, выше — Google!

В самой Microsoft в возможности вывести Bing (а с ним и всё подразделение онлайновых сервисов, о котором фактически идёт речь в упоминавшейся выше статье CNN) в «плюс» не сомневаются ни на секунду. План софтверного гиганта столь же гениален, сколь и неосуществим: образно, вместо того, чтобы обыгрывать Google на её собственном поле, Microsoft надеется изменить правила игры. Bing должна стать поисковой системой нового поколения, на порядок удобней и эффективней существующих. Если этого удастся добиться, пользователи придут сами — в поисках лучшей жизни.

Что входит в список мер по превращению Bing в машину следующего поколения? Запросы, сформулированные на естественных языках. Анализ смысловой составляющей результатов поиска, с выдачей не просто списка ссылок, но и адекватного в каждом конкретном случае набора действий, дабы человек мог сэкономить время. Тесная интеграция поисковика с партнёрскими ресурсами (среди которых, кстати, Facebook) и операционными системами (Windows Phone 7 активно использует Bing, та же судьба, вероятно, ждёт и Windows 8) — для улучшения релевантности результатов, привлечения новой публики. Максимум дополнительных сервисов (новости, скидки, карты, погода и т.п.) без усложнения интерфейса поисковой машины.

Часть этих задач уже решена, другая только ждёт своего воплощения. Но давайте начистоту: что из вышеперечисленного можно считать по-настоящему оригинальным? В той или иной форме Google работает над тем же самым. Да и на дворе давно не девяностые. Это десять лет назад ещё возможно было потеснить конкурирующие поисковики, предложив явно недостающие функции или более точный алгоритм — настолько несовершенны были первые поисковые машины.

Выступая вчера на конференции для партнёров Google Zeitgeist, Ларри Пейдж назвал Microsoft коротко и ясно - одним из бывших конкурентов. Точка?
Выступая вчера на конференции для партнёров Google Zeitgeist, Ларри Пейдж назвал Microsoft коротко и ясно – одним из бывших конкурентов. Точка?

Сегодня ситуация в сегменте интернет-поиска напоминает социальные сети: необходимый и достаточный функциональный минимум выбран, и у пользователей просто нет причин изменять своим привычкам. Больше того, Google проникла уже и в культурный слой, перебравшись из компьютерного словаря в общую лексику: создателям Bing пока нечего противопоставить интернациональному глаголу «гуглить».

Конечно, было бы наивно полагать, что империя Пейджа и Брина сумеет удерживать статус поискового короля вечно. Так же, как Microsoft, без особых потерь пережившая антимонопольное судилище, всё же уступила часть своих владений мелким, юрким конкурентам, изменившим, в частности, рынок мобильных устройств, Google — тоже изучаемая сегодня на предмет злоупотребления властью в Европе и США — однажды неизбежно станет жертвой более расторопных и талантливых игроков. Сомнительно лишь, что в числе победителей окажется Microsoft.

С другой стороны, команда Стива Балмера не ограничена во времени и средствах. Владея дойными коровами Windows и Office, с более чем 50 млрд. долл. в запасе, будучи полностью свободным от подозрений в нечестной конкуренции (антимонопольный процесс в общем завершён весной), софтверный гигант может позволить себе многолетнюю осаду бастиона Google. В конечном счёте игра стоит свеч.

Вспомните Xbox. Десять лет и бессчётное количество миллиардов потребовались Microsoft, чтобы проект собственной игровой консоли стал прибыльным. Зато сегодня это настоящий денежный станок. На поисковую инициативу потрачено уже тринадцать лет и ещё больше денег. И пока не похоже, что Microsoft собирается сдаться.