Дмитрий Трофимов: «Для любой «воздушной гавани» внедрение ИТ-технологий – стратегически важный шаг»

Чем больше современных технологий у аэропорта, тем больше его доход.
Эксперты сходятся во мнении, что глобальные спортивные события уровня Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, дают мощный импульс для развития объектов национальной инфраструктуры. В частности, аэропортовых комплексов. В преддверье мундиаля наиболее подготовленным к пиковым нагрузкам в рамках ЧМ-2018 на данный момент является московский авиаузел. На финальные этапы работ вышел аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге. К 2018 году будет завершена модернизация воздушных хабов Калининграда, Екатеринбурга, Казани, Самары. К событию в мире большого футбола в аэропортах Нижнего Новгорода, Саранска и Волгограда будут построены временные объекты инфраструктуры. В Ростове-на-Дону в декабре 2017 года планируется ввести в эксплуатацию новый терминал «Южный». При этом, отвечая вызовам времени, авиационная индустрия уделяет особое внимание информационным технологиям. О том, какое место отведено ИТ-инфраструктуре в современном аэропорте сегодня, в интервью «Компьютерра» рассказал Дмитрий Трофимов, директор департамента транспорта и авиации группы «Астерос».

_0003__DSC0650.NEF

— В аэропортах каких городов, где пройдут матчи ЧМ-2018, ИТ-инфраструктура не потребует серьезных изменений?

— Крупнейшие российские международные аэропорты, в том числе «воздушные ворота» Московского авиационного узла, «Пулково», всегда старались идти в ногу со временем, поэтому к предстоящему ЧМ-2018 их ИТ-инфраструктура не потребует серьезных изменений. Но масштабные государственные или спортивные мероприятия всегда становятся драйверами модернизации: увеличивающийся пассажиропоток требует наращивания мощностей. Так, сначала была «великая олимпийская стройка», в рамках которой существенно модернизировали воздушную гавань в Сочи и близлежащие транспортные узлы. Вслед за этим, начали подтягиваться другие региональные аэропорты. Естественно, Чемпионат мира по футболу подстегнул авиационную отрасль к более глобальной реконструкции – часть работ в городах-участниках уже завершена, где-то еще продолжается.

Безусловно, после модернизации аэропорты, особенно в регионах, достойны самой высокой оценки, учитывая их изначальное состояние. Все они соответствуют самым высоким стандартам ICAO, которая устанавливает международные нормы гражданской авиации и координирует деятельность аэропортов, в том числе для повышения их безопасности и эффективности.

— Каким вы видите современный аэропорт? Какова его ИТ-начинка?

— Современный аэропорт – это город в городе, с офисами авиакомпаний, государственной границей и собственной досуговой инфраструктурой. Учитывая масштабное строительство и предстоящее расширение российских авиаузлов, важной вехой на пути развития аэропортовой ИТ-инфраструктуры является развитие инструментов оповещения пассажиров, например, информационные киоски. Они представляют собой небольшие многоязычные call-центры, с помощью которых человек сможет без проблем ориентироваться на территории авиаобъекта.

Кроме того, в последнее время особую популярность набирают мобильные приложения, например, которые помогают удаленно проходить регистрацию на рейс или обладают навигационной системой по аэропорту. Думаю, что в ближайшем будущем высокий спрос также получат системы класса Passenger Access Control, которые призваны безошибочно определять местонахождение человека, а значит, осуществлять быструю посадку на борт, тем самым существенно экономить на простоях воздушных судов. Говоря о новейших тенденциях в области инфраструктуры аэропортов, стоит отметить системы саморегистрации. Несмотря на то, что они имеют довольно простую технологическую составляющую, должно пройти время, прежде чем люди к ним привыкнут.

— Учитывая экономическую ситуацию, аэропорты, как и любые другие объекты городской инфраструктуры, стремятся оптимизировать свои капитальные расходы. Может ли ИТ способствовать решению этой задачи?

— Да, безусловно. Я бы сказал, что там, где необходимо исключить человеческий фактор, нужна автоматизация. Современные технологии позволяют выстроить работу штата вплоть до применения анимированного управления, для наглядности и визуализации процессов, связанных с грузоперевозками, подачей трапа, обслуживанием воздушных судов. На практике это означает, что у аэропорта всегда будет корректная информация о действиях и месторасположении сотрудников, а при соответствующей интеграции с внутренней ИТ-инфраструктурой – возможность планирования загрузки техники и работников, аналитики и прочее. Для авиаузла преимущества очевидны – сокращение простоев, оптимизация персонала и техники, повышение безопасности и многое другое. Примером подобного решения может стать система, основанная на методе триангуляции, реализация которого предполагает создание беспроводной сервисной сети в масштабах территории авиаузла.

— И, как вы думаете, когда подобные системы будут применяться в аэропортах страны?

— Авиация – изначально консервативная отрасль, безусловно, аэропорты пойдут вслед за ИТ-революцией, но только с небольшим опозданием. На российском рынке основные тренды в области ИТ-инфраструктуры задают, в первую очередь, компании из телеком и банковского секторов, где хотя бы одна минута простоя несет за собой существенные убытки. У аэропортов другое направление бизнеса, завязанное больше на комфорте пассажиров. Но если мы говорим о системах, которые обслуживают взлет, посадку, диспетчерские центры, то они должны соответствовать современных тенденциям и требованиям, так как от этого зависит жизнь людей. Соответственно, интерес аэропортов к инновациям в сфере безопасности будет только расти.

— Какие тенденции в области инфраструктуры аэропортов появились за последние два-три года? Какие тенденции будут преобладать в сфере строительства и эксплуатации ИТ-инфраструктуры в аэропортах России до 2018г?

— Лидерами в России по применению новейших тенденций неизменно остаются московские «Домодедово» и «Шереметьево», обслуживающие более 30 млн пассажиров в год.

В современных условиях именно системные интеграторы, во многом, «делают» бизнес аэропортов. Для любой «воздушной гавани» внедрение ИТ-технологий является стратегически важным шагом, так как именно от них зависят пассажиропоток, сотрудничество с авиаперевозчиками, инвестиционная привлекательность и многие другие факторы. Развитая ИТ-инфраструктура создает комфортные условия пребывания в аэропорту для пассажира, в частности, оптимизирует процессы регистрации на рейс и минимизирует очереди, дает возможность дополнительного информирования, расширяет каналы коммуникаций. Автоматизация процессов обслуживания воздушного судна сокращает время простоя самолетов, а значит, существенно уменьшает затраты. Внутренние процессы аэропорта, в том числе, диспетчеризация, логистика и многие другие реализованы на базе отраслевых информационных систем, все данные из которых стекаются в ЦОД. Естественно, пассажиры стремятся к комфорту, а авиаперевозчикам легче работать с технически оснащенным аэропортом. Таким образом, чем больше современных технологий у аэропорта, тем больше его доход.

— Ваша компания имеет опыт строительства объектов ИТ-инфраструктуры в Сочи к Олимпийским играм и в целом в аэропортовой отрасли. Планируете ли вы принять участие в модернизации аэропортовых комплексов (там, где это необходимо) в городах, принимающих ЧМ-2018?

— Вы правы, у наших специалистов за плечами серьезный опыт работы в авиаиндустрии, включающий как проекты по автоматизации отдельных направлений, так и создание ИТ- и инжиниринговой инфраструктур «под ключ». Если оценивать охват, то сегодня более 80% российских аэропортов воспользовались теми или иными услугами нашей компании. Среди них – воздушные ворота московского авиационного узла, Пулково, международные аэропорты Сочи, Геленджика, Владивостока, Хабаровска и другие. В настоящее время мы уже принимаем участие в модернизации авиаузлов городов, принимающих ЧМ-2018. Особое внимание мы уделяем развитию экспертизы в области комплексной безопасности – систем досмотра граждан, обнаружения наркотических и взрывчатых веществ и прочие разработки для предотвращения действий злоумышленников. Также растет интерес аэропортов к нашему решению «Астерос Контакт Авиа», которое позволяет регистрировать пассажиров буквально в три клика и оформлять их багаж на все рейсы на любой стойке с использованием мобильных устройств, реализуя подход «единого окна». Полагаю, события футбольного чемпионата, хозяйкой которого через три с небольшим года станет наша страна, раскроют его потенциал в максимальной степени.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях