Последний летний и первый осенний месяцы играют в годичном деловом цикле особую роль. Это период, по-американски хлёстко именуемый «back-to-school season», когда дети возвращаются с каникул, чтобы продолжить грызть гранит науки. И, поскольку делать это во все времена сподручней было, вооружившись соответствующими инструментами, начало учебного года традиционно сопровождается всплеском продаж. Портфели-пеналы, ручки-карандаши, логарифмические линейки и микрокалькуляторы, а последние двадцать лет и персональные компьютеры продаются к осени настолько хорошо, что в Штатах и Европе внимание, уделяемое ритейлерам покупателю в эти два месяца, едва ли уступает вниманию, которое он получает в пресловутую преддекабрьскую Чёрную пятницу (см. «Чернее чёрного» и «Гуляй, шопоголик!»).

Обывателя, разбуженного необходимостью, разогретого всеобщим шопинг-ажиотажем, провоцируют скидками и спецпредложениями. А по результатам продаж в этот период судят о здоровье экономики, секторов производства, товарных категорий и отдельных продуктов. Но, кажется, я выразился в настоящем времени? Это ошибка. Правильней будет сказать «продавались», ибо нынче — впервые за много лет — возвращение в школу на продажах персоналок почти не отразилось.

На днях стали известны предварительные данные о мировых поставках (не продажах, которые, очевидно, ещё слабее) ПК за третий календарный квартал 2013 года. Выводя среднее из оценок IDC и Gartner, на прилавки отправлен примерно 81 миллион персональных компьютеров. И, что стало шоком для многих наблюдателей, «главные надзирающие» (как иногда именуют вышеупомянутые агентства), обычно заметно расходящиеся в качественных оценках, нынче единодушно констатировали, что из-за продолжающегося спада в ПК-индустрии квартальный результат оказался самым слабым за последние пять лет. Поставки персоналок упали (по сравнению с тем же периодом прошлого года: так логичней, это компенсирует сезонный фактор) примерно на 8 процентов. Кстати, это уже и шестой по счёту квартал с отрицательной динамикой.

И вот в такой момент, когда всем завязанным на персоналку производителям надо бы сплотиться ради общей цели, в лагере PC большой раскол. «Microsoft и Intel — больше не партнёры, а прямые конкуренты нам», - сказала только что Мэг Уитман, CEO HP.
И вот в такой момент, когда всем завязанным на персоналку производителям надо бы сплотиться ради общей цели, в лагере PC большой раскол. «Microsoft и Intel — больше не партнёры, а прямые конкуренты нам», — сказала только что Мэг Уитман, CEO HP.

Что касается действующих лиц, принципиально ничего не изменилось. В лидерах (соответственно местам в мировом рейтинге) Lenovo, HP и Dell; им суммарно принадлежит больше четверти мирового рынка. И в целом, как и раньше, лидеры несколько усилили свои позиции, тогда как позиции большинства остальных сильно ослабли. Регионально дела лучше всех обстоят в США и Японии, где отмечено нулевое падение или положительная динамика поставок. Но тем интересней, что даже в Соединённых Штатах Apple, позиции которой в образовательном сегменте традиционно сильны и для которой третий квартал всегда был ударным периодом (и она обязательно подогревала спрос скидками, сертификатами, бесплатными «Айподами»), — так вот Apple, единственная из пятёрки крупнейших ПК-продавцов в США, нынче сработала плохо. Её предположительные квартальные поставки упали на 2%, по данным Gartner, и почти на 11%, по данным IDC, обозначив тем самым её первый провальный «предшкольный» квартал почти с начала века.

При желании в опубликованных цифрах можно найти и хорошее. К примеру, ослабление поставок могло оказаться (и ожидалось!) значительно большим, но ситуацию спас деловой сектор: если обыватели по-прежнему теряют интерес к персоналкам (по причине ли «слабой экономики» или «селективности в техинвестициях», как теперь политкорректно принято называть покупку мобильных цифровых устройств вместо компьютеров), то бизнес-пользователи начали закупаться ПК с Windows 8.1, что несколько сгладило общий даунтренд. Однако конца обвалу не видно. И большинство аналитиков, комментирующих ситуацию, более не стесняются в выражениях: главный виновник — планшетка, и она продолжает жрать долю ПК, вторгшись теперь и на образовательный рынок.

151013-0

Планшетка и (в меньшей степени) смартфон уже доказали свою пригодность в качестве субститута ПК для потребления контента дома. Они уже заинтересовали по крайней мере некоторые категории деловых пользователей. А прошедший третий квартал показал, что и школьники, и студенты сочли планшетку достойной заменой персоналке на время учебного года. Всё это продолжит бить по позициям персонального компьютера в следующем квартале (когда ожидается не только обвал, но и разовый, предновогодний перевес числа проданных планшеток над ПК) и в следующем году. Всё это рынки, которые персоналка уже потеряла: ведь ещё десять лет назад для того же самого пользователи вынуждены были бы взять ноутбук.

Реклама на Компьютерре

Так на что же рассчитывают аналитики, обещающие, что следующий год станет последним годом и низшей точкой падения ПК, после чего начнётся осторожный рост? Во-первых, на уже наметившееся насыщение планшетного рынка: сумасшедший рост позади, как говорят некоторые. Во-вторых, на появление портативных персоналок с микропроцессорами нового поколения (а-ля интеловский Haswell), которые доведут автономность компьютера до сравнимой с мобильными устройствами. В-третьих, на активизацию заметных уже сейчас сравнительно мелких региональных производителей и продавцов ПК, которые сподобились угадать потребности покупателей в регионах или профессиональных нишах и тем самым добились хорошего прироста продаж даже в провальном третьем квартале (примеры есть, в частности, в Китае). Всё это позволяет надеяться, что интерес к ПК вернётся. Но узнаем ли мы персоналку, когда после трёх лет страданий она появится на больничном пороге?

Apple по крайней мере не в самом худшем положении: «Макбукам» теперь просто предпочитают «Айпады».
Apple по крайней мере не в самом худшем положении: «Макбукам» теперь просто предпочитают «Айпады».

Она изменится, поскольку изменится характер спроса на неё. Всё меньше причин держать полноценный компьютер дома и в офисе — а значит на ПК сконцентрируются те, кому они действительно нужны, что, в свою очередь, аукнется модификацией формы и содержания: вероятно, среднестатистический компьютер станет более производительным (даже с учётом неизбежного роста по закону Мура), менее ориентированным на моду (минус гламурные корпуса и всевозможные бесполезные рюшки).

Одновременно значительные территории на стыке миров ПК и мобильных устройств займёт альтернативная архитектура в виде Android и ARM («Хромбуки» уже делают большие успехи, в том числе в образовательном сегменте). И не просто займёт, а обязательно станет расползаться в обе стороны: пользователи десктопов, сталкиваясь с такими «персоналками», поверят наконец, что вовсе не обязательно иметь персональный компьютер классической архитектуры (Wintel), а пользователей бесклавиатурных-безмышиных мобильных устройств может заинтересовать их сравнительно более полная функциональность. Для ARM и Android это звёздный час: в кои-то веки над компьютерным миром не висит проклятие совместимости с x86 и MS Windows! А для PC-вендоров вроде HP — спасательный круг.

Наконец, понимание, что персоналка утратила статус приоритетного цифрового устройства в доме и офисе, дойдёт и до разработчиков прикладного софта. Что спровоцирует новый всплеск облачных, потоковых, пиринговых программных продуктов.

Кончится ли когда-нибудь это светопреставление? Вероятно. Но, если позволите личное мнение, лучше не загадывать и не пытаться поймать конец. Что мы имеем? Очевидную нисходящую тенденцию для персоналок и восходящую — для мобильных устройств. А если сформировался тренд, всегда лучше идти вместе с ним. И значит — думать, как применить себя в новых условиях, вместо того чтобы ждать, когда вернутся счастливые «нулевые».

В статье использованы иллюстрации Windell Oskay, Ed Yourdon, Johan Larsson.