Американский онлайновый кинотеатр Netflix рассказал о том, как использует “большие данные” для повышения числа подписчиков. Изучение информации о пользователях помогло компании полностью переродиться и занять важное место на том рынке, где заработать удаётся немногим.

Netflix

До изменений, начавшихся в 2010 году, бизнес Netflix выглядел совсем по-другому: это, по сути, был сервис для проката DVD. В отличие от обычных прокатов, его пользователям не требовалось никуда ходить, достаточно было лишь воспользоваться сайтом, получить заказанные DVD по почте и по почте же отправить обратно.

К 2011 году, с ростом популярности онлайнового видео, основной бизнес Netflix начал погибать. Было принято решение отделить его, с тем чтобы сконцентрировать усилия на онлайновой составляющей. Вместо того чтобы брать фильмы в аренду, пользователям предлагалось оформить подписку и смотреть кино в онлайне. В одном только январе 2012 года число подписчиков выросло на 610 тысяч, а всего за тот год Netflix вырос с 24 миллионов пользователей до 29. К весне 2013 года эта цифра доросла до 36 миллионов.

В Netflix работает рекомендательная система, напоминающая ту, что использует онлайн-магазин Amazon. Поскольку Netflix не только продаёт контент, но и обеспечивает его просмотр, стал возможным сбор подробнейших данных о том, что нравится определённым категориям пользователей. Netflix может отследить даже такие тонкости, как просмотр определённых жанров в определённое время и с определённых устройств. Он, например, может подметить, что в субботу вечером хорошо идут любовные комедии, а по утрам пользователь чаще всего использует для просмотра планшет и уделяет внимание коротким передачам.

Эти механизмы позволяют Netflix привлекать всё новых и новых подписчиков, а также удерживать их: по последним данным, процент уходящих пользователей не превышает 3,5–4% в месяц. Известно также, что до 75% просмотров сервису приносят именно персонализированные рекомендации. В августе 2013 года в Netflix даже ввели возможность заводить по несколько профилей внутри одного аккаунта: всем известно, что на семью никто никогда не покупает по несколько подписок, зато это позволяет отделить статистику одного пользователя от статистики другого – и опять же выдавать более точные рекомендации.

На “больших данных” основаны и куда более важные решения. В 2013 году Netflix начал показ собственного сериала – политической драмы House of Cards. На основе пользовательских данных был сделан не только выбор жанра, но и режиссёра (им стал Дэвид Финчер). Чуть позже стартовали ужастик Hemlock Grove, трагикомедия Orange Is The New Black и продолжение знаменитого сериала Arrested Development. И каждый раз – успех и продление до следующего сезона.

P. S. О перспективах продвижения сервисов компании Netflix в Россию и на Украину “Компьютерра” на днях уже писала.