С появлением и распространением планшетов стало понятно, что это готовая платформа для издания периодики в электронном виде. Сейчас, естественно, уже очень многие издательские дома выпускают свои журналы в виде приложений для планшетов. Как и для чего это делается? На вопросы “Компьютерры” ответил директор отдела цифровых изданий издательского дома Sanoma Independent Media Денис Смирнов.

– Как давно ИД Sanoma Independent занимается выпуском своих журналов именно в таком формате?

-Первым журналом, запущенным в SIM (а также первым интерактивным журналом для планшетов в России), был Cosmopolitan в формате интерактивного издания для iPad. Это произошло в августе 2010 года, спустя четыре месяца после официального старта продаж iPad.

– Для каких операционных систем и устройств выпускаются журналы?

– Основное направление нашей деятельности сейчас – это интерактивные издания для iOS и, соответственно, iPad. Опыт выпуска журналов под Android у нас также есть – “Популярная Механика” выпустила в мае дайджест Android-версии, а сейчас обсуждается выпуск на постоянной основе.

– Существуют ли какие-то различия в содержании бумажных журналов и их “планшетных” версий?

– Да, мы стараемся придерживаться концепции, когда читатель iPad-версии получает больше контента, нежели читатель бумажной. Причём это не только расширенные интерактивные версии материалов, присутствующих в печатной версии. Мы также предоставляем читателям совершенно новый контент только в iPad-версии, например эксклюзивные фото- и видеосъёмки.

– Каким “тиражом” расходятся электронные версии? Приносят ли они сколько-нибудь заметную долю доходов Sanoma на сегодняшний день?

– Пока рано говорить о том, чтобы доходы от iPad-версий были сравнимы с доходами от бумажных версий журналов, но и говорить об отсутствии прибыли нельзя. Каждый выпуск расходится “тиражом” в несколько десятков тысяч копий. Учитывая интерес к ним аудитории, с одной стороны, и относительную дешевизну “издания” электронных версий (не приходится тратиться на бумагу, типографию и логистику), с другой стороны, получаем довольно неплохие цифры.

– В iTunes App Store сложилась уже своя, как сейчас принято говорить, “экосистема”, отличительной чертой которой является весьма низкая средняя цена на всё, что там продаётся. Учитывалось ли это при выборе
расценок?

– Мы старались, чтобы стоимость наших электронных версий была для пользователя сравнима со стоимостью печатного выпуска.

– Приходится ли сталкиваться с пиратством? Если да, то какие контрмеры применяются в подобных случаях?

– С пиратством сталкиваться приходилось на обеих платформах, но у Apple с этим дела обстоят гораздо проще. Во-первых, полноценно взломать систему внутренних покупок в приложениях пока никому не удалось, либо такие попытки весьма оперативно закрывались. Служба поддержки резко пресекает любые возможности для незаконного контента, даже такие изворотливые, как, например, продажа за деньги различными людьми доступа к своему аккаунту, на котором есть несколько купленных журналов. С Android ситуация хуже, но система внутренних покупок достаточно хорошо защищена и там. Продавать же отдельные приложения за определённую стоимость в Google.Play мы считаем нецелесообразным, так как открытость системы позволяет довольно легко взламывать приложения и они почти сразу же появляются на торрент-трекерах.

– Как вы считаете, существует ли вероятность полного перехода периодики с бумаги в электронный формат? Если да, то в течение какого времени это произойдёт и какие последствия в ближней и дальней перспективе может иметь?

– Всё зависит от контента издания. Например, о переходе газет и новостных изданий в электронный формат уже можно не говорить – для бумажных версий агония уже наступила. Если же речь идёт о глянцевых или научно-популярных изданиях, то о полноценном переходе говорить пока рано – позиции бумаги прочны, и мы не стремимся их поменять. У нас нет задачи резко пересадить всю нашу аудиторию на электронные форматы. Мы транслируем контент и стараемся, чтобы наши читатели могли воспринимать его так, как им это будет удобно; электронные издания – это всего лишь один из путей потребления контента.

– С технической точки зрения, что из себя представляют приложения? Какая платформа используется?

– Технически наши приложения представляют собой так называемые приложения-киоски – бесплатные оболочки, которые любой пользователь может скачать и из которых он может либо бесплатно загрузить ознакомительную версию любого журнала, либо купить один из номеров, либо оформить подписку на удобный для него срок. Также мы сейчас расширяем функционал наших приложений, и у пользователей скоро появится возможность связаться напрямую с редакцией и высказать свои предложения и комментарии, не закрывая журнала. В качестве платформы мы используем несколько решений. В основном, это Adobe Digital Publishing Suite, мы остановили свой выбор на нём из-за простоты интеграции этого решения в уже существующий порядок работы. Также мы разрабатываем собственные решения (как, например, наша собственная разработка для журнала Harvard Business Review).

– Насколько отличается вёрстка бумажного журнала от электронной вёрстки? Делается ли электронная версия на базе готовой “бумажной” вёрстки или целиком отдельно?

– В разработке электронных версий мы, естественно, отталкиваемся от дизайна и вёрстки печатной версии. До того как журнал запущен, специалисты отдела цифровых изданий в тесном сотрудничестве с арт-дирекцией журнала разрабатывают макет электронной версии и гайдлайны по переводу бумажной версии в электронный формат. После этого наши специалисты уже сами переделывают каждый выпуск. Что касается самой вёрстки, то тут у нас гораздо больше возможностей, нежели у дизайнеров печатной версии, и мы стараемся полностью использовать преимущества интерактивного формата – кнопки, слайдшоу, аудио и видео, а также прочие интерактивные элементы.

– Удаётся ли привлекать отдельную рекламу в электронные версии? Приходится ли её реализовывать как-то иначе, нежели в бумажных версиях?

– Да, мы сразу стали замечать интерес рекламодателей к новому формату. Хотя этот интерес пока носит довольно осторожный характер, сейчас всё больше компаний понимают, что реклама в электронных изданиях объединяет в себе все плюсы рекламы в интернете и в печатных изданиях, но при этом полностью лишена их минусов. Пользователи просматривают рекламу как часть выпуска, и возможности устройства, которые позволяют создавать индивидуальные интерактивные решения для каждого модуля, заставляют пользователя взаимодействовать с рекламными материалами, не выделяя их из общего контента журнала. Также у нас есть возможность отдельно собирать статистику по количеству просмотров или, например, времени, проведённому пользователем на конкретной рекламной полосе, что также представляет интерес для рекламодателей.