Смартфоны, мобильный интернет и приложения в России: отстаём и от США, и от Индии

Google опубликовал отчёт Global Business Map, в котором собрана информация о особенностях использования интернета и мобильных телефонов в разных странах мира. Сама информация была доступна и ранее (список источников приведён в конце документа), но это не делает её менее интересной.

Для начала сосредоточимся на данных о мобильной связи. По данным, которые собрал Google, мобильные телефоны есть у 162 процентов жителей России, то есть телефоны у нас заметно многочисленнее людей. Это, между прочим, выдающаяся цифра. Есть только три страны, где избыточных телефонов ещё больше: Финляндия (173 процента), Саудовская Аравия (203 процента) и Объединённые Арабские Эмираты (239 процентов). Остальные проявляют умеренность: в Германии этот показатель составляет 136 процентов, в США — 105, в Японии — 99, даже в соседней Украине — лишь 120. А в развивающихся странах телефоны и вовсе доступны не всем. Мобильник имеется лишь у 68 процентов жителей Китая и 50 процентов жителей Индии.

Смартфоны, судя по статистике, всё увереннее вытесняют традиционные мобильные телефоны. В Соединённых Штатах этот процесс зашёл особенно далеко: доля смартфонов в этой стране составляет 44 процента. В Китае смартфонам принадлежит треть рынка. Во многих других странах, включая Россию, доля смартфонов колеблется в районе 25 процентов. Немного отстаёт Япония, где смартфонов всего 20 процентов. Дело, видимо, в традиционной обособленности японского мобильного рынка.

При этом под ярлыком «смартфон» в разных странах собраны совершенно разные устройства, которые зачастую и сравнивать странно.

В России самой популярной платформой остаётся устаревший Symbian. В 2012 году устройства, которые его используют, можно назвать «смартфонами» лишь из жалости. 20 процентов смартфонов используют Android, ещё 11 — это iPhone.

В США совсем иная ситуация. Symbian по историческим причинам почти отсутствует — на его долю приходятся всего 2 процента. Его отсутствие, впрочем, с успехом компенсирует столь же почтенный и неуместный Blackberry (20 процентов). Доля Android составляет 47 процентов, а iOS — 11.

Германия занимает промежуточное положение: там есть и Symbian (26 процентов), и Blackberry (11 процентов), но преобладают всё же современные Android (35 процентов) и iOS (18 процентов).

Япония, как и полагается, не похожа ни на кого. До недавнего времени в Японии доминировали ни с чем не совместимые телефоны-кейтаи, которым, несмотря на многофункциональность, до смартфонов далеко. Смартфоны появились в стране относительно недавно, поэтому устаревшие системы в статистике почти отсутствуют. Пирог делят Android (55 процентов) и iPhone (39 процентов).

Статистика Китая и Индии очень похожа: 37 процентов Symbian, около 20 — Android и ещё четверть приходится на загадочную графу «прочее».

Китай
Индия

Данные о распространённости мобильного интернета в разных странах подтверждают, что смартфон смартфону рознь. В России, согласно данным Google, 28 процентов телефонов используют для доступа к интернету, а мобильный трафик составляет 6,6 Мб в месяц. В Китае, несмотря на более высокую, чем в России, распространённость смартфонов, проникновение мобильного интернета не превышает 16 процентов, а мобильный трафик составляет 4,8 Мб в месяц. При этом в Японии, где смартфонов меньше, чем в России, 77 процентов абонентов пользуются мобильным интернетом, а мобильный трафик составляет 363 Мб в месяц.

Ничего странного в этом нет. Чем, в сущности, смартфон отличается от обычного телефона? Тем, что его гораздо чаще используют для доступа к интернету или запуска мобильных приложений. Разумеется, всегда есть определённая доля пользователей, которые самый навороченный смартфон используют только для разговоров, и наоборот — есть и такие, у кого на недорогой «нокии» с Series 30 стоит больше приложений, чем на ином «айфоне», однако их относительно немного.

Если сравнить по этому критерию различные платформы, которые в отчёте Google названы «смартфонными», то картина сразу прояснится. Symbian, несмотря на то что формально это полноценная операционная система, гораздо реже используют для доступа к интернету и установки приложений, чем Android и iOS. Многие обладатели смартфонов с Symbian, возможно, даже не подозревают о том, что они могут это делать. То же самое относится к Blackberry, сила которого всегда была во встроенном мессенджере, а не в браузере или приложениях.

Если пересчитать долю смартфонов в разных странах, считая смартфоном только устройства с Android, iOS и Windows Phone, станет видно, что распространённость мобильного интернета и современных смартфонов напрямую связана.

В России доля современных смартфонов — всего 9,25 процента, значительно ниже, чем в США (33,9 процента), Германии (17,4 процента) или Японии (19 процентов). По распространённости современных смартфонов и соответственно мобильного интернета мы ближе к Китаю (11,9 процента) и Индии (6,9 процента), чем к странам первого мира.

Распространённость мобильного интернета и современных смартфонов в свою очередь влияет на масштабы рынков мобильных приложений и мобильного интернета. Три основных сферы, в которых, по данным Google, используют смартфоны в России, — это доступ к интернету (рынок оценивается в 1306 млн долл.), игры и приложения (325 млн долл.) и музыка (227 млн долл.).

Рынок мобильного интернета по сравнению с проникновением мобильного интернета в России и других странах

Россия, судя по гугловским цифрам, занимает любопытное место: по многим показателям, связанным с мобильными телефонами, мы опережаем другие страны БРИК и приближаемся к Европе. Однако в пересчёте на доллары мы отстаём и от тех, и от других: в странах первого мира всё же куда больше денег, а в Китае и Индии — людей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях