Любопытное исследование о борьбе компаний за рейтинги с помощью виртуальных душ провёл журналист и технический обозреватель BBC Рори Селлан-Джонс (Rory Cellan-Jones).

В свете журналистского расследования может оказаться, что изрядная доля маркетинговых затрат на рекламу в интернете была сделана впустую, а реального интереса к рекламируемому продукту не возникло. Причиной тому служит ненадёжность выбранных показателей. Толпы потенциальных клиентов, поднявших рейтинг компании до заоблачных вершин, на поверку может не оказаться вовсе.

Одним из современных критериев успешности рекламных компаний в Интернете считается количество набранных “лайков” от пользователей Facebook. Среди фирм широко практикуется размещение рекламы в социальных сетях, так как в этом случае, казалось бы, технически просто отследить результат и учесть его опыт.

Идиллическую картину портит такая особенность сетевого общения, как шанс нарваться на виртуала. Если обыватели заводят себе вымышленных сетевых персонажей в целях своеобразного развлечения, то для фирм такие виртуальные души являются мощным инструментом конкурентной борьбы. По оценкам Facebook, число виртуалов, используемых в основном для недобросовестной рекламы и социальных манипуляций, составляет 5-6 процентов от общего числа пользователей социальной сети – то есть около 54 миллионов.

Представитель Sohphos Грэм Клули отмечает в статье Селлана-Джонса, что многотысячными армиями виртуалов часто управляют единичные кукловоды, для чего используется нетривиальное веб-ориентированное программное обеспечение. Более того, Facebook такое положение вещей может быть на руку.

Маркетинговые консультанты один за другим обращают внимание на аномальный характер роста интереса после рекламы в Facebook, не укладывающийся в статистические параметры социальных моделей. Взрывной рост кратковременно возникает безо всякого разумного повода и выглядит на графиках явным артефактом.

Подливает масла в огонь обилие логических нестыковок при попытке разобраться в структуре контингента, понаставившего “лайки”. Например, предметы роскоши, спрос на которые традиционно высок среди людей старше сорока, вдруг вызывает необоснованный всплеск интереса у сомнительных персонажей школьного возраста, каждый из которых до этого хаотично “залайкал” тысячи страниц.

Затрагивает процесс и российские СМИ. Так, в конце прошлого года глава медиалаборатории “РИА Новости” Василий Гатов указал на признаки накрутки числа подписчиков у порталов Вести.Ru и Russia Today.

Между тем в обычном физическом мире давно известны простые методы выявления и противодействия подобным накруткам. Каким бы способом ни пытались искусственно поднять показатели, они должны мало отличаться при оценке разными методами и людьми. Именно поэтому критические параметры всегда определяются параллельно как минимум двумя способами.