Уже не первую неделю в Китае бушует спор вокруг торговой марки iPad. Кому она принадлежит? Компании Apple, которая использует её сейчас? Или китайской фирме Proview, которая некогда выпускала устройство с таким названием? И кстати, если уж на то пошло, хотелось бы знать, что представлял собой тот iPad?

Начнём с того, что в Apple давным-давно заключили сделку с Proview, которая дала компании всемирные права на использования торговой марки iPad. При этом сумма сделки составила всего 55 тысяч долларов. В декабре 2009 года права были переданы дочерней юридической фирме Apple, которая называется IP Application Developement. В октябре 2010 года китайцы спохватились и начали утверждать, что в Китае это соглашение не действует.

В 2011 году Proview требовала у Apple полтора миллиарда долларов в качестве компенсации за “убытки”. Сейчас судебное разбирательство продолжается, китайцы на уступки не идут и на прошлой неделе повысили запрашиваемую сумму компенсации. Теперь они хотят уже два миллиарда долларов.

В Proview утверждают, что сделку заключал тайваньский филиал, который не имел на это прав. В Apple отвечают, что в обсуждении сделки принимало участие руководство китайской компании, и у них есть доказательства – переписка по электронной почте между Proview и IP Application Developement.

Из переписки становится ясно, что представитель юридического подразделения Proview поясняет представителю компании, покупающей торговую марку iPad для Apple, необходимость заключения сделки на Тайване, так как права на название в Китае принадлежат именно тайваньскому подразделению фирмы – Proview Electronics. При этом переписка велась с головным офисом компании, Proview Shenzhen, расположенном в Шэньчжэне, на материке. После того как Apple выпустила свой iPad, с американской фирмой связались представители Proview Shenzhen, утверждая, что китайские права принадлежат именно им. Тогда они потребовали за торговую марку “всего” 10 миллионов долларов.

Требования Proview рассмотрели суды в Китае и Гонконге. Китайский суд признал справедливость требований Proview, гонконгский же вынес обратное решение на основании того, что все подразделения Proview подчиняются одному генеральному директору, который использовал свою власть для того, чтобы нанести вред Apple. Гонконг хотя и является частью КНР, но относительно автономной, и гонконгское законодательство заметно отличается от общекитайского.

Чтобы добиться полного запрета продаж iPad в Китае, Proview судится с Apple по всей стране. Иски поданы на местном уровне в суды различных китайских провинций. Кроме того, компания рассылает в магазины, продающие iPad, письма с требованием убрать устройство с полок. Apple подала апелляцию в высшие инстанции китайского правосудия.

Давайте разберёмся, из-за чего весь сыр-бор. Оказывается, в 2000 году компания Proview действительно выпускала iPad. Это название расшифровывается как Internet Personal Access Device.

Устройство представляет собой компьютер-моноблок, поразительно напоминающий iMac, который Apple выпустила в 1998 году. Сходство не нужно искать долго: характерная форма, ручка для переноски наверху, аналогично расположенные динамики… Даже округлая мышка и типично эппловское название, начинающееся с буквы “i”, – всё наводит на мысли о том, что кое-кто кое-чем вдохновлялся.

Что же получается в итоге? Десять с лишним лет назад китайская компания Proview клонировала продукт Apple, затем продала торговую марку, опять же Apple, а теперь претендует на два миллиарда долларов. При этом Proview находится на грани банкротства. Что-то подсказывает, что дело тут не совсем чисто. Впрочем, для Китая, где договоры заключаются зачастую не только на бумаге, но и на основе дружеской беседы за столом, всё это выглядит вполне естественно. Не залепили все “дыры” и лазейки, не обезопасили себя полностью от махинаций? Пеняйте на себя.