Джерри Ян (Jerry Yang), сооснователь и в течение продолжительного времени руководитель Yahoo, ушёл со всех своих постов в этой компании, объявив, что пришло время “преследовать иные интересы за пределами Yahoo”.

Конец эпохи. Сейчас деловая пресса бурлит обсуждениями, означает ли уход “ретрограда” Яна открытие новых перспектив, или от того, что бывший капитан покинул корабль, уже к лучшему ничего не изменится.

Ян, по слухам, был очень недоволен положением Yahoo на рынке и выступал за то, чтобы сделать его полностью частной компанией. За его нынешним уходом может последовать значительная перетряска и всего остального совета директоров: его эффективность давно под вопросом, в прессе можно даже встретить определения “самое заторможенное правление в IT-индустрии”.

История Yahoo представляет собой этакий эталонный сюжет для романа о деловой жизни: из “почти ничего” – из каталога ссылок – в абсолютные лидеры, в самый популярный в мире интернет-портал, который в итоге проседает под собственным весом, начинает терять аудиторию и деньги.

Конечно, это не то чтобы очень редкое явление, когда сооснователи компаний уходят из неё, чтобы предаться более интересным им занятиям. Стив Возняк и Билл Гейтс – первые, кто приходит на ум.

Однако в данном случае компанию покинул не только сооснователь, но и действовавший до последнего член совета директоров, в 2007-2009 годах непосредственно занимавшийся управлением компанией в качестве CEO.

И, возможно, именно на это время пришёлся главный просчёт: в 2008 году корпорация Microsoft предложила выкупить Yahoo за 47,5 млрд. долларов. Джерри Ян убедил правление, что это слишком низкая цена для такой компании, как Yahoo.

Уже спустя три года рыночная стоимость Yahoo составляла 22,24 млрд. долларов, то есть более чем в два раза меньше. Эта история, видимо, войдёт в учебники экономики как один из крупнейших провалов в истории.

Yahoo образовалась в январе 1994 году как собственнный проект Джерри Яна и Дэвида Файло (тогда ещё студентов), и назывался он “Путеводитель Джерри по мировой Сети”. Своё нынешнее название он получил уже в апреле того же года, корпорацией сделался в марте 1995 года, а в 1996 осуществил выход на биржу: акции моментально взлетели в цене до 33 долларов за штуку.

С 1997 года начались приобретения других компаний: Yahoo расширяла ареал деятельности. В 1997 году приобретена компания Four11, и её почтовый сервис Rocketmail становится Yahoo! Mail. В 1999 году выкуплены Geocities, в 2000 – еGroups. Впрочем, похоже, эти приобретения ударили по финансовому состоянию Yahoo: 26 сентября 2001 года цена на акции Yahoo оказывается всего лишь 8,11 доллара – меньше, чем когда-либо.

Но приобретения продолжались: 30 миллионов отданы Fairfax Media за австралийский онлайновый аукцион Sold.com, затем приобретены HotJobs.

В 2002 году Yahoo и SBC начинают предоставлять на территории США услуги коммутируемого доступа в интернет. В декабре того же года начинается процедура приобретения поисковой компании Inktomi.

С поисковиками у Yahoo история особенно драматична: долгое время поставщиком поисковых результатов для Yahoo была легендарная AltaVista… которая, правда, не смогла конкурировать с Google и пошла по рукам. Yahoo тоже отказался от использования её поиска, переметнувшись к Google.

В феврале 2003 года AltaVista была поглощена Overture Services… которую спустя полгода поглощает Yahoo. Таким образом, AltaVista оказывается собственностью Yahoo – со всеми потрохами.

А в 2004 году Yahoo выпускает собственный поисковик на базе наработок Inktomi; в декабре 2004 года запущена бета-версия поиска по видео.

Из последующих приобретений следует, вероятно, особо выделить b2b-платформу Alibaba.com, фотосервис Flickr, после покупки которого был закрыт раздел Yahoo! Photos, и покупку рекламной сети BlueLithium. Упомянем также и о “музыкальных” усилиях портала: в 2005 году запущен Yahoo Music, в 2008 – заключено стратегическое партнёрство с сервисом Rhapsody.

После не слишком удачного пребывания Яна в качестве CEO Yahoo в 2007-2008 годах новым исполнительным директором стала Кэрол Бартц, долгое время бывшая директором Autodesk. Бартц не удалось значительно исправить положение компании – сокращения штата и ресурсов, начавшееся ранее, продолжалось и при ней. “Железной леди” не удалось долго продержаться ни в качестве CEO, ни даже в качестве члена совета директоров. Безжалостные цифры говорят сами за себя: в третьем квартале 2011 финансового года прибыль Yahoo сползла на 20 процентов. Бартц не упустила случая посчитаться и, после своего увольнения, высказала в интервью всё, что она думает о директорате Yahoo – по матери и без полутонов.

Сейчас новым исполнительным директором стал Скотт Томпсон, бывший президент PayPal. По слухам, они не слишком поладили с Яном; впрочем, у того недоброжелателей хватает уже везде – и среди инвесторов, и среди директоров Yahoo. Так что уход Яна – закономерное явление, встреченное мировыми рынками даже со сдержанным оптимизмом: акции компании слегка подросли, но лишь постольку, поскольку инвесторы ждут давно назревших реформ в управлении и активах компании.