Слухи о том, что дела Kodak идут совсем неважно, гуляли давно, но сегодня они получили подтверждение: фирма официально объявила о банкротстве. Компании не удалось продать патенты (это было последней надеждой Kodak). Активы компании составляют 5,1 миллиарда долларов, в то время как долги — 6,75 миллиарда долларов. Чтобы понять, в чём же дело, углубимся в историю.

Kodak Brownie

Джордж Истман, основатель Kodak, создал фирму аж в 1888 году. В отличие от финской Nokia, история которой также насчитывает более сотни лет, Kodak с самого начала занималась фотографией, а не селёдкой и шинами.

В 1888 году Kodak выпустил камеру Brownie, которая рекламировалась слоганом: «Нажмите на кнопку, а мы позаботимся обо всём остальном». Тут нужно понимать, что «всё остальное», когда речь идёт о фотографии в конце XIX века, — это совсем немало. До Kodak фотографирование было доступно лишь профессионалам и увлечённым любителям. Напрашиваются параллели с персональными компьютерами 35 лет назад; их пользователи перестали быть программистами и радиолюбителями, только когда на прилавках появились Apple 2, Commodore 64 и ZX Spectrum. С фоторынком то же самое проделал Kodak, когда создал первую камеру для обычных людей, пользоваться которой было просто и удобно. Отсюда начался взлёт компании.

Продукция Kodak всегда была предназначена в первую очередь для любителей, а не для профессионалов — это отличало её от конкурентов. Она первой выпустила плёнку, которую можно было заправлять в фотоаппарат не в затемнённой комнате, и постепенно стала королём потребительского сектора.

Так продолжалось достаточно долго — до конца девяностых. Как это часто происходит с такими гигантами, Kodak прошляпила наступление эры цифровой фотографии. Пока её специалисты раздумывали над пока не особо наполненным рынком «цифры», рынок успел вырасти и забыть о своём «короле». Не помогло ничего. Цифровые камеры Kodak продавались плохо, домашние фотопринтеры расходились ещё хуже.

Возможно, современным компьютерным компаниям стоит подумать о том, какие уроки следует извлечь из этой истории.

Реклама на Компьютерре