На прошлой неделе Юрий Ильин уже отметил в своём блоге, что в декабре этого года на конференции CG Event в Москве впервые пройдёт мастер-класс по Blender — свободному/бесплатному пакету 3D-моделирования и анимации. Занятия будут проводить Александр и Ольга Миловские из питерского учебного центра 3D Master.

Означает ли это серьёзный прорыв для Blender и свободного ПО в CG? Вопрос спорный. С точки зрения появления СПО на крупных конференциях для профессионалов в компьютерной графике ничего принципиально нового тут нет.

Буквально на прошлой неделе в Турине прошло очередное аналогичное мероприятие, VIEW Conference 2011, на котором уже по традиции проводились мастер-классы по использованию Blender – как вводные, так и с упором на недавние разработки, в частности camera tracking. Это, на минуточку, та же конференция, где с докладами выступают звёзды Pixar, Disney, Double Negative, Weta Digital и иже с ними.

С другой стороны, хотя курсы по Blender проводятся по всему земному шару практически каждый месяц (если судить по блогу blendernation.com), этого всё ещё очень и очень мало. Сообщество пока что мало знакомо со свободным ПО как таковым, поэтому чем чаще тот же Blender будет засвечиваться на конференциях для профессионалов, тем больше специалистов о нём узнает.

Так что план мастер-класса Миловских на CG Event выглядит достаточно логично: обзор основных возможностей, обзор типовых проблем при миграции с другого ПО, разбор стандартного пайплайна (моделирование, лепка, текстурирование, риггинг), организация бюджетного решения для motion capture, а также обзор возможностей нового аппаратно-ускоренного движка рендеринга – Cycles. Иными словами, введение, погружение и перспектива.

Раз уж речь зашла о перспективе, можно сказать, что в последнее время наблюдается повышение интереса разработчиков к обеспечению совместимости Blender и других программных пакетов, задействованных в CG. Это и включение в стандартную поставку Blender экспортировщика в Adobe After Effects (в ролике выше именно их комбинация), созданного Бартеком Скорупой (Bartek Skorupa), и работа Эстебана Товальяри (Esteban Tovagliari) над экспортировщиком из Blender в Alembic, обеспечивающим совместимость с Houdini, Maya и прочими коммерческими приложениями.

Подобные разработки заметно упрощают внедрение Blender там, где это оправданно. Например, если вы можете обойтись без 3ds MAX и Cinema 4D, но привыкли полагаться на вывод V-Ray, можно использовать комбинацию из Blender и модуля V-Ray/Blender Андрея Изранцева. Всё это даёт небольшим студиям возможность не только легально делать коммерческие ролики своими силами, но и взаимодействовать с другими компаниями при работе над сложными проектами. А там, где есть интерес к применению Blender для выполнения коммерческих заказов, есть заинтересованность и в обучении.