Путешествуя по Китаю, я однажды разговорился в поезде с одной студенткой (в поезде студенты вообще всегда разговорчивые — им нужно обязательно отловить иностранца и поговорить с ним на английском, а потом доложить об этом преподавателю). Говорили о том о сём, и как-то незаметно тема сместилась в сторону космоса. Говорю: мол, вон, у вас уже собственные космические корабли летают, космонавта своего запустили. Было очень удивлён, что девушка вообще, похоже, ничего не знает о космической программе своей страны, хотя учится вроде в университете. А китайцы тем не менее на днях первый модуль собственной космической станции запустили. Вот об этом, и не только об этом, поговорим.
Модуль Тяньгун-1 был запущен 29 сентября 2011 года, вполне успешно, надо сказать. Это было сделано в основном для того, чтобы проверить технологию. На орбите он пробудет года два. В длину модуль составляет 10,4 метра, а его диаметр — 3,35 метра; он весит 8,5 тонны.
Как говорят сами китайцы, Тяньгун-1 (название переводится как «Небесный дворец») предназначен для проверки процедуры стыковки одного космического корабля с другим, для долговременных экспериментов в космосе без участия человека, а также для накопления опыта по разработке космических станций вообще.
К Тьяньгун-1 пристыкуются три космических корабля: Шеньчжоу 8, 9 и 10. Шеньчжоу 8 будет беспилотным, и его используют для того, чтобы проверить систему стыковки станции. Позже будет, впрочем, запущена более амбициозная космическая станция, состоящая из трёх модулей и очень сильно напоминающая станцию «Мир».
Многие, впрочем, опасаются, что цели у китайцев вовсе не мирные, но официальные лица это опровергают. Основная причина для беспокойства: зачем им это всё нужно, когда есть МКС и нет смысла городить что-то своё — ведь Тяньгун-1 относится не к категории МКС, а скорее к первым космическим станциям, таким, как, например, американские Skylab, которые существовали в 70-х годах прошлого века.
Так или иначе, а в 2013 году китайцы ещё и на Луну намерены посадить беспилотную капсулу, а к 2020 году предполагает уже запустить пилотируемый аппарат к спутнику Земли. Конечно, на Луне были американцы и больше туда не хотят (хотя определиться со своей стратегией освоения космоса до сих пор не могут), но китайцев это не волнует.
Кстати, неожиданно, запуск Тяньгуна-1, который транслировали по государственным телеканалам Китая, сопровождался американской патриотической песней America the Beautiful. Пара строчек из неё в переводе выглядит примерно так: «Америка! Америка! Господь явил тебе свою милость».
Непонятно, о чём думали редакторы, но зато отлично понятно, почему в видео, где показывается новая ракета частной космической компании SpaceX, играет песня группы Muse. Слова её таковы: «Пусть толстых котов хватит инфаркт, мы знаем, их дни сочтены, мы победим».
Ракета эта достаточно интересна: её ступени будут приземляться, тормозя благодаря работе реактивного двигателя. Какой в этом смысл? Создание ракеты многоразового использования. Вместо того, чтобы добавлять к складу орбитального мусора или давать компонентам ракеты просто падать, сгорая в плотных слоях атмосферы, части носителя благополучно приземлятся. Конечно, можно спускать их на парашютах, как это делала NASA, но ремонт даже спущенных таким образом модулей обходился в огромные суммы.
Чтобы понять масштабы средств, которые тратятся на запуск, достаточно знать вот что: один запуск ракеты SpaceX Falcon 9 стоит около 50-60 миллионов долларов, при этом стоимость горючего составляет «всего» 200 000 долларов. Как говорит Элон Маск, глава Space X, если посчитать, сколько будет сэкономлено средств, скажем, после тысячи запусков, то окажется, что каждый запуск в результате обойдётся всего в 50 000 долларов.
Зачем так заботиться о стоимости полёта? Недавно Маск сказал, что собирается (вполне серьёзно собирается) полететь на Марс к 2030 году (и чем скорее, тем лучше). Для этих целей строится ракета Falcon Heavy, и, учитывая, сколько запусков придётся провести до того, как экипаж полетит к Красной планете, экономия средств чрезвычайно важна.
Впрочем, Маск не собирается пока предлагать услуги космического туризма, в отличии от корпорации Virgin и дочерней фирмы Virgin Galactic, детища Ричарда Брэнсона. Пока на низкую орбиту туристы не летают, но уже скоро будут — SpaceShip Company, партнёр Virgin Galactic, открыла двери своей новой фабрики в Мохаве, Калифорния. На ней собирают самолёты WhiteKnightTwo и космические корабли SpaceShipTwo.
На этом, пожалуй, на сегодня всё. Интересно, как они оживились — практически в один день.