Проведя раскопки в пыльных углах, автор этих строк выволок на свет божий одно из главных своих сокровищ, можно даже сказать “прелесссссссть!” (горлум-горлум!) – старинную аудиокарту SoundBlaster Live!. Всё нижеследующее будет одной сплошной песней любви и обожания, так что если читатели предубеждены против этого замечательного изделия, заметка может и не понравиться.

SoundBlaster Live! Value
Creative Technologies SoundBlaster Live! Value. PCI. 1998 год

И всё-таки. PCI-плата Creative Technologies SoundBlaster Live! представляла собой – как разработка – довольно странную, но весьма результативную попытку сблизить друг с другом две сферы, прежде разделённые, казалось бы, непреодолимой пропастью: профессиональные и бытовые аудиокарты.

Рецепт оказался относительно прост: берём новую профессионального уровня DSP-микросхему (чип для аппаратной обработки звука) и сажаем её на мультимедийную аудиоплату, нагруженную всякими недорогими, но значимыми возможностями, такими, как два стереовыхода, один цифровой выход, встроенный 64-голосный wavetable-синтезатор, поддержка сэмплерного стандарта E-Mu Soundfonts, аппаратная обработка эффектами в режиме реального времени и ряд прочих прелестей. Плюс возможность записывать входной сигнал как обработанным, так и необработанным. Вешаем на это изделие ценники 99 и 199 долларов (первый – за value-версию с пластиковыми разъёмами, второй – за карту с дополнительной “дочерней” платой и металлическими разъёмами), и —

— И получаем “полупрофессиональный” продукт, вполне пригодный как для “низкобюджетных” музыкантов, так и для игр. Вдобавок, это была первая игровая карта с аппаратным ускорением звука и EAX (Environmental Audio Extensions), так что разработчики активно пропагандировали “трёхмерный звук”, который мог выдавать SB Live! (при наличии аудиосистемы 4.1); вместе с картой шла демоверсия игры Thief: The Dark Project, в которой можно было насладиться этим самым “трёхмерным” звуком.

Впрочем, конкретно вот этот экземпляр использовался преимущественно не для игрушек, а для музыкальной деятельности.

SB Live! был в определённой степени продолжателем линейки карт AWE, но гораздо более совершенным и высококачественным. Загружать наборы сэмплов в формате Soundfonts могли и “авечки”, однако только на свою встроенную память, в то время как PCI-карта SB Live! использовала для этого до 50 процентов оперативной памяти компьютера.

И по звуку, и по возможностям SB Live! “убирала” предшественниц вчистую, не говоря уже о каких-то куда более примитивных “бытовых” картах, вроде Aztech Sound Galaxy, обладателем которой автор этих строк являлся до того момента, как родственники подарили ему SB Live!

“Мозгом” и “сердцем” карты является чип EMU10K1:

EMU10K1
Чип EMU10K1

На таком же “камне” впоследствии выпускались куда более дорогостоящие профессиональные аудиокарты E-Mu APS. Компания E-Mu в течение долгого времени была производителем синтезаторов и сэмплеров, но к концу 1990-х её перекупила Creative Technologies, сохранив, впрочем, некоторую автономность, так что E-Mu APS выпускалась как сугубо собственная разработка E-Mu, к которой “мультимедийщики” Creative отношения не имели никакого.

Возможность аппаратной обработки аудиосигнала эффектами в режиме реального времени для начинающих музыкантов дорогого стоила. Вдобавок крайне положительной особенностью этой карты была её низкая шумность – некоторые профессиональные синтезаторы шумели куда сильнее.

Учитывая, что цены на SB Live! Value довольно быстро ополовинились, эта карта стала практически вездесущей, и одному богу известно, сколько раздолбаев, обзаведшись такой картой и какими-то сильно подержанными “железками”, вроде старых микшерских пультов и динамиков от советских проигрывателей “Вега”, объявляли об открытии у себя “профессиональных студий звукозаписи”…

Хорошо, если потом они начинали всерьёз вникать в вопрос и учиться ремеслу звукозаписи; чаще, впрочем, выходило иначе: освоив методом тыка какой-нибудь базовый функционал, такие “звукорежиссёры” считали, что теперь знают всё на свете и… Ну, в общем, понятно.

Кстати, профессионалы на SB Live! глухо ворчали – и за не самого высокого качества аудиоэффекты, и за “песочные” верха, и за неважную панораму, и за прочие прегрешения типа отсутствия поддержки ASIO. На самом деле эта карта, а точнее чип EMU10K1, вполне может ASIO поддерживать – для этого некоторые хитрые граждане переписали драйверы, предназначенные для вышеупомянутой E-Mu APS, так, чтобы их понимал SB Live! – и преуспели.

Разъёмы аудиокарты
Разъёмы аудиокарты, слева направо: "цифровой" выход, линейный вход, микрофонный вход с предусилителем, стереовыход, стереовыход, "игровой" порт, к которому подключался либо джойстик, либо MIDI-кабель

…Сейчас SB Live!, конечно, уже скорее музейная ценность, хотя данная конкретная карта вполне работоспособна. Сам её облик вызывает глубокую ностальгию: всё-таки добиться нужного звучания от некоторых собственных музыкальных композиций удалось некогда только с её помощью.