Команда исследователей из Массачуссетского технологического института предприняла попытку создать программу, предсказывающую, какое приложение пользователь скачает на свой телефон следующим. В качестве входной информации было использовано множество личных данных: записи телефонных разговоров, данные из соцсетей, информация о непосредственной близости к другим пользователям, находящимся в зоне досягаемости Bluetooth.

В исследовании приняло участие 55 студентов, на телефоны которых установили следящую программу. Не удивительно, что в качестве платформы был выбран Google Android – в телефоны на нём залезть с самодельным софтом проще всего.

Программа работает следующим образом: сперва ранжирует друзей по степени активности переписки и разговоров с ними, затем вычисляется вероятность того, что кто-то скачает ту или иную программу. Несмотря на то, что общее число приложений для Android малым не назовёшь (всего на лето 2011 года оно составляло около 30000), алгоритм быстро научили угадывать, какое приложение пользователь скачает следующим. Средняя точность угадывания – 45 процентов.

К чему клонят исследователи, догадаться не сложно – такие алгоритмы наверняка окажутся очень востребованными среди маркетологов. Однако количество необходимых для работы программы личных данных не может не настораживать – особенно неуютны записи телефонных разговоров и слежка по Bluetooth.

Что до сбора информации из соцсетей, то тут кардинальных новшеств нет: половина успеха Google заключается в изобретении хитрого алгоритма показа рекламы, включающего помимо прочего оценку личных данных пользователей. Gmail, например, так и норовит показать текстовый блок с рекламой, созвучной теме открытого письма. В Google, правда, всегда с гордостью сообщали, что данные не собирают, а лишь автоматически анализируют с тем, чтобы на той же странице отобразить контекстный рекламный блок – и ни для чего больше.