То, что “старые” СМИ терпят в последнее время большие убытки – ни для кого не секрет. И интернет тут ничем помочь не может – он так или иначе вбивает в этот гроб гвоздь за гвоздём. В любом случае, стандартная модель, когда издание самостоятельно добывает большую часть информации, владеет большой сетью корреспондентов и редакторов, изживает себя. Некоторые издания отлично понимают это и выбирают отгородиться так называемой “платной стеной” – paywall, то есть закрыться от внешнего мира и взимать за просмотр сайта деньги. Это действительно выгоднее – реклама в интернете приносит существенно меньше денег, чем в печати. Впрочем в мире эти случаи – единичные, а в Словакии решили взяться за дело конкретно.

Томас Белла

Словакия стала первой страной, в которой платными стали практически все основные масс-медиа. Со второго мая граждане страны должны платить около 2,9 евро за то, чтобы получить доступ к девяти популярным новостным сайтам на словацком. За всем этим стоит компания Piano Media, глава которой, Томас Белла некоторое время работал редактором в крупном издании SME.

Он и ранее пытался сделать paywall для SME, но тогда ничего не получилось. Piano Media будет владеть 30% выручки от “платной стены”, а новостники будут делить остаток между собой, в зависимости от времени, проведённого подписчиками на сайтах и их количества.

Причины возведения “стены” просты – Белла говорит, что иначе издания просто не выживут (а Piano Media не заработает свои 30%). Разумеется, многие граждане начали протестовать против такой политики. Тем не менее, по словам Беллы, за два дня paywall принёс за два дня прибыль, которую планировалось получить за месяц.

Томас Белла говорит, что таким образом Словакия доказывает эффективность “платных стен” – просто их нужно вводить массово и систематизированно, тогда всё получится.