Теперь уже трудно поверить, что когда-то слово «компьютер» ассоциировалось с гигантскими шкафами. Как производители первых персональных компьютеров убеждали простых людей, что им необходима домашняя вычислительная машина? Иногда очень забавно взглянуть на старую компьютерную рекламу — этим и займёмся.

Понятия о том, каким должен быть по-настоящему портативный компьютер, давно изменились. Когда-то именно Osborne-1 выглядел как настоящий прорыв — ПК размером со среднюю швейную машинку в кожухе. Стоил 1795 долларов. Помню, даже в комиксах «Мурзилка» засветился: Мурзилка несколько выпусков таскал его с собой (не помню, зачем).

«Называйте его как угодно: многофункциональным, надёжным, совместимым (возможно, даже сексуальным). Мы называем его модемом Penril.» От 1200 бит/с до целых 4800. Размером примерно с современный системный блок.

Рисовать на экране телевизора? Быть не может. Но именно это и позволял планшет PowerPad компании Chalk Board, выпущенный в 1982 году. Он подключался к компьютеру Commodore 64 и поставлялся с ПО Leonardo’s Library.

Кто сказал, что телефоны могут быть только стационарными? Компания Radioshack опровергает это утверждение в своём рекламном ролике. Переносной телефон размером с небольшой чемоданчик способен работать во всех крупных городах США (правда, не стоит надеяться, что везде — на дворе-то 1990 год).

В то время Radioshack представлял собой часть компании Tandy, выпускавшей один из первых клонов IBM PC, который рекламировал сам Билл Гейтс — вот, посмотрите.

Реклама на Компьютерре

В этой рекламе основатель Microsoft говорит, что при разработке разноцветного интерфейса Windows 1 (а он действительно был разноцветным — почти каждое окно было окрашено в свой ядовитый оттенок) в Microsoft ориентировались именно на Tandy 2000, так как этот компьютер оборудован цветным графическим адаптером и монитором.

Реклама Microsoft — вообще притча во языцех. Если вы помните провальную рекламную кампанию 2008 года, то не сомневайтесь: это старая традиция. В восьмидесятые дела с рекламой у Microsoft обстояли ничуть не лучше. Вот ролик, который призывает переходить на DOS 5 (другой ролик, где молодой Стив Балмер расхваливает Windows лично, здесь приводить не буду; захотите — сами найдёте).

Реклама компании Apple — полная противоположность. Её обычно приводят в качестве примера для подражания. Вот известнейший ролик по мотивам антиутопии «1984», который до сих пор припоминают Apple. В нём девушка врывается в зал и разбивает экран, с которого вещает Большой Брат. Теперь же в роли «Большого Брата» многие, скорее, видят саму Apple.

Но никакие рекламные усилия не помогли компании наладить нормальные продажи первого планшетного компьютера Newton. Вероятно, никому тогда не нужен был ангел-хранитель.

В СССР, кстати, тоже была реклама компьютеров. Вот, скажем, реклама «респектабельного семейства Apple Macintosh», которое намерено обосноваться на территории нашей родины:

Все ли теперь помнят, что, прежде чем стать финансовой пирамидой, компания «МММ» торговала компьютерами? Её реклама была повсюду. Помню, ею пестрел каждый номер журнала «Огонёк».