Не далее как вчера зашёл разговор о британском ракетомобиле Bloodhound, который его создатели надеются разогнать до 1000 миль в час (ок. 1600 км/ч), тем самым поставив абсолютный рекорд по скорости перемещения по поверхности на долгие годы. Рекорды такого рода ставятся редко, но, как говорится, метко. Именно ракетомобили смогли преодолеть скорость звука на поверхности, и им принадлежит неофициальный (увы) мировой рекорд в дрэг-рейсинге (парных гонках на ускорение).

В частности, в 1977 году в пустыне Мохаве ракетный “дрэгстер” с двигателем на перекиси водорода, построенный инженером Кайем Майклсоном (Ky Michaelson) и управлявшийся каскадёршей Китти О’Нил, прошёл четверть мили за 3,22 секунды с максимальной скоростью 663 км/ч. Сейчас этот рекорд, естественно, давно побит.

Первые попытки делать такие машины “обгоню всех” – с ракетными двигателями – предпринимались ещё в двадцатые годы прошлого столетия в Германии.

Первыми в списке имён идут Фриц фон Опель, тогдашний хозяин Opel и внук основателя компании, и Макс Валье (Вальер – Max Valier), австрийский инженер, первый человек в Европе, экспериментировавший с ракетными двигателями на жидком топливе.

Opel RAK 1. Фото Opelwatch.com

Валье был учёным, а Опель – бизнесменом, но оба пытались привлечь к себе внимание. В общем, они нашли друг друга: вместе сконструировали целую серию ракетомобилей (под маркой Opel, естественно), два ракетных локомотива – тех же ракетомобилей, но только поставленных на рельсы, и первый в мире аэроплан с ракетными ускорителями.

Первая такая машина – Opel RAK.1 – разогналась до 75 км/ч, вторая – уже до 230 км/ч.

Меньше всего повезло ракетным локомотивам: первый, разогнавшийся до скорости то ли 254, то ли 290 км/ч (в разных источниках – по-разному), сошёл с рельсов и взорвался, погубив своего единственного пассажира – кошку.

Ракетный "локомотив" Opel-Sander Rak.3, 1928 год (Wikipedia)

У второго локомотива просто взорвался один из твердотопливных ускорителей, что привело к взрыву всех остальных. Продолжать эксперименты запретили власти.

В конце апреля 1930 году Валье провёл испытания первого в мире ракетомобиля на жидком топливе – Valier-Heylandt RAK 7.

Макс Валье в машине Valier-Heylandt Rak 7

Спустя менее месяца инженер погибает в результате взрыва спиртового ракетного двигателя, который испытывался на стенде: взорвалась камера сгорания, и Валье убило осколком.

Его дело продолжил ученик и протеже Артур Рудольф, создатель немецкой ракеты V2 (Фау-2), а впоследствии – и многих американских ракет.

Первым ракетомобилем, который – неофициально, правда, – поставил рекорд, преодолев скорость звука, стал Budweiser Rocket. Трёхколёсная машина испытывалась на авиабазе “Эдвардс” в Калифорнии; официально её достижение не было зарегистрировано, и многие сомневаются, что она вообще могла превысить звуковой барьер (даже притом, что скорость звука – не абсолютная величина, она зависит от погодных условий, и в той пустыне она примерно равнялась 1177,9 км/ч (при нормальных условиях – 1 224 км/ч)).

Budweiser Rocket. Несостоявшийся чемпион мира

Официальный рекорд скорости наземного перемещения с 1970 по 1997 годы держала оснащённая ракетными двигателями американская машина Blue Flame, взявшая скоростную отметку 1014,513 км/ч, а первой машиной, перескочившей звуковой барьер, стала британская Thrust SSC, разогнавшаяся до 1 228 км/ч. Правда, это не ракетомобиль, а машина с газотурбинными двигателями (от истребителя F-4 Phantom II). Вот так: какой-то газотурбинный двигатель посрамил ракетный.

Blue Flame - до 1997 года абсолютный скоростной рекордсмен

Но, как уже упоминалось выше, создатели разрабатываемого сейчас ракетомобиля Bloodhound надеются разогнать своё детище до 1600 км/ч и более, вернув тем самым ракетным двигателям пальму первенства.