Мнение: Opera упустила свой шанс

(От редакции: продолжаем дискуссию о будущем Opera, которая в свою очередь является продолжением вот этого материала. Вот пессимистичное, но аргументированное мнение одного из читателей).

После прочтения нижеописанного может показаться, что я Опера-ненавистник, но всё совсем наоборот. Я один из самых старых и преданных поклонников компании, что не мешает мне объективно оценивать её состояние. Я вместе с десктопной Оперой с лохматого 1999 года и версии 3.60 и до сих пор основным десктопным браузером у меня стоит опера и менять ее я ни на что не собираюсь, так как до сих пор считаю его самым удобным браузером. Поэтому то, что происходит с любимой компанием не может меня не расстраивать. Надеюсь норвежцы всё-таки начнут реально смотреть на вещи и не доведет компанию до банкротства, не хотелось бы лишиться отличного десктопного браузера.

О каких перспективах Opera может идти речь? Доля Opera в мировом сегменте исчезающе мала. Единственное место, где Opera имеет хоть какую-то весомую аудиторию — это страны бывшего СССР и пара европейских стран типа Польши. Всё. Больше нигде «Оперу» не знают и уже, боюсь, никогда не узнают.

У «Оперы» был шанс, когда Internet Explorer был неповоротливым малофункциональным монстром, а альтернатив в лице Netscape уже не осталось. Но тогда «Опера» была платной, и люди, уже привыкшие к бесплатным браузерам, не понимали, зачем им платить за браузер, если есть бесплатные.

А потом пришел Firefox. Более функциональный и безопасный, чем Internet Explorer, и при этом бесплатный. Апологеты свободного софта раструбили на всех форумах о новом, «лучше-чем-Internet Explorer» браузере с опенсорс-идеологией. Народ начал потихоньку переползать на огнелиса. «Опера» смотрела-смотрела на это несколько лет, да и сделала свой браузер бесплатным, но момент был упущен. К тому же у «Оперы» не было той всемирной поддержки опенсорс-энтузиастов, продвигавших Firefox среди всех, до кого они могли дотянуться.

Вторым моментом, предрешившим судьбу «Оперы», стала поддержка плагинов. Вернее, её полное отсутствие. Справедливости ради надо признать, что плагины в браузерах впервые появились именно в «Опере» (там они назывались виджетами), но реализация этой идеи была непродуманной. Виджеты грузились в отдельном окне, и к просматриваемой странице имели мало отношения, представляя собой разные игры, плееры, часы и тому подобное — в общем, бесполезный хлам, место которому на рабочем столе, а не в отдельном окне. С приходом Windows Vista (а затем и Windows7), имевших встроенную систему гаджетов, виджеты «Оперы» и вовсем потеряли остатки смысла.

Тем временем Firefox подхватил идею плагинов и удачно переработал её. В огнелисе плагины встраивались в сам браузер, были всегда на виду и не требовали отдельного открытого окна. К тому же плагины в «Файрфоксе», в основном, расширяли функциональность браузера или приносили новый функционал. В результате такой кастомизации каждый человек мог добиться любой необходимой ему функциональности. «Опера» же поставлялась как есть, и сделать с ней больше ничего было нельзя. Были, конечно, всякие твики и хаки, но всё это не было очевидно и прозрачно, а требовало определенных навыков. В итоге более функциональная Opera выглядела слабой тенью гораздо менее функционального в стандартной поставке, но обвешанного плагинами «Файрфокса». Сколько раз слышал от людей, которым я советовал «Оперу»: «Да ты что, там же нет такого-то и такого-то плагина как в огнелисе, а я без них как без рук». Да, в одиннадцатой версии, наконец-то, спустя столько лет, реализовали нормальную систему плагинов, но поезд уже снова ушел.

Многооконный интерфейс, Speed Dial, плагины, восстановление закрытых страниц, сессии и многое-многое другое, что сначала появилось в «Опере», теперь является стандартом де-факто в каждом браузере. Самый новаторский браузер, с самого момента своего основания придумавший массу новых возможностей, которые затем растащили конкуренты, раз за разом терял терял шансы вырваться вперед. Я считаю, что ошибки руководства, принимавшего неверные решения, похоронили труд великолепных программистов и инженеров компании. И неправильные решения продолжают приниматься, подтверждением этому служит то, что происходит с мобильной версией «Оперы».

С мобильной версией дела обстоят не лучше. Современные телефоны, как уже было сказано в статье, поставляются со своими вполне функциональными браузерами. Единственный рынок для Opera остается в развивающихся странах вроде Бразилии, Индии, Индонезии и тому подобных, где телефоны с iOS, Android и Windows слишком дороги, и люди покупают дешевые трубки, на которых безальтернативно хозяйничает «Опера». Но очевидно, что долго это продолжаться не будет, Android будет расширяться всё дальше вниз, пока самые дешевые трубки не будут выходить с «Андроидом» на борту.

Уже сейчас китайские производители начинают встраивать Android в дешёвые телефоны, предназначенные для внутреннего рынка, справедливо полагая, что нет смыла писать свою убогую операционную систему, если существует бесплатный и гораздо более привлекательный вариант. Конечно, останется рынок совсем уж копеечных и маломощных телефонов, где железо не потянет даже сильно урезанный и оптимизированый Android, но владельцы таких телефонов — по определению не те, кто будет кликать по рекламным ссылкам, принося доходы «Опере». Это бедная, плохо монетизируемая аудитория.

Что остается делать «Опере» в такой ситуации? Пытаться предложить такой функционал, чтобы обеспеченные владельцы iOS, Android или Windows Phone 7 захотели поставить «Оперу» дополнительным браузером. Более удобный интерфейс, более плавная анимация, быстрое воспроизведение флеша и т.д и т.п. Улучшений можно добавить массу, нет предела совершенству.

Не опускать руки и конкурировать с уже очень функциональными штатными мобильными браузерами — вот единственный выход. Что же делает «Опера»? Она делает всё, чтобы человек поставив, никогда больше не пользовался их браузером. И это еще одно неправильное решение, которое приняло руководство: выпустим мобильный браузер под все основные платформы для галочки, типа обозначим своё присутствие, а там хоть трава не расти.

Для примера возьмем браузер для iPhone. Вот уж где золотая жила в виде обеспеченных владельцев айфонов. В данном случае задача облегчается тем, что не надо даже ничего придумывать, ведь стандартный браузер Apple не поддерживает Flash, и любая альтернатива будет принята на ура! Я понимаю, что в прямом виде Джобс бы Flash на айфоны не пропустит, но ведь можно было сделать так, как сделали в браузере Skyfire, с перекодированием флеша в HTML5 на своих серверах. Или еще что-нибудь придумать, проблема насущная, многие бы с радостью поставили альтернативу, что доказывает судьба браузера Skyfire, который за одну только неделю продался на 1 млн. долларов. А бесплатная альтернатива и вовсе стала бы бомбой.

Вместо этого «Опера» выпускает браузер, который не приносит на iPhone никакой дополнительной функциональности, заставляя при этом пользователей, привыкших к дизайну iPhone-приложений, испытывать культурный шок от своего внешнего вида и показывая коряво каждую вторую страницу. Что это за жуткий зум на странице? iPhone — не Series 40, у него мощный процессор, и он способен на плавное приблжение и удаление без дёрганий, что и демонстрирует штатный Safari. А зум для мобильного браузера — это одна из основных функций, так как в силу малого размера экрана мобильных устройств постоянно приходится приближать те или иные участки страницы.

Далее, выделение текста или ссылки на странице в Opera Mini для iPhone — это верх издевательства над человеком. Узнать заранее, где окажется курсор для выделения текста, невозможно, при этом менять размер начального выделения нельзя. И это при том, что в айфоне сделан самый удобный способ выделения текста среди всех мобильных платформ. Зачем изобретать велосипед и мучить людей, если можно использовать стандартную системную функцию?

А внешний вид? Я понимаю, типа узнаваемось, корпоративный стиль и всё такое, но ведь нужно и дизайнерские гайды соблюдать той платформы, на которую пишется браузер, а не тупо ставить тот же интерфейс, что на Symbian и Windows Mobile. Если на тех, довольно неказистых платформах, Opera выглядела даже стильно, то на айфоне она ничего кроме ужаса не вызывает и смотрится как чужеродное тело, которое хочется закрыть и никогда больше не открывать.

Даже в «Майкрософте», везде и всюду пропихивающем свои стандарты, понимают, что под чужую платформу программу нужно делать согласно местным гайдам. Приложение должно не резать глаза и не выглядеть чужеродным элементом, иначе его никто не будет покупать. Поэтому офис для мака имеет совершенно другой внешний вид, чем под Windows, и элементы интерфейса там все макинтошные.

Ладно, черт с ним, с дизайном, самое главное в браузере — это все-таки результат его работы. Но даже он ничего кроме раздражения не вызывает. Страницы отображаются криво, некоторые ссылки на странице не открываются вовсе. В общем, всё грустно. После непродолжительного использования браузер был снесён и забыт как страшный сон. «Опера» умудрилась выпустить браузер, который по всем параметрам, кроме сжатия трафика, хуже штатного (и даже сжатие трафика под вопросом — я, например, не почувствовал никакой разницы в скорости загрузки).

Сплошная череда ошибок в принятии решений при проектировании браузера для Iphone ставит массу вопросов. Зачем было ставить ужасную систему выделения/копирования, если существует отличная системная функция? Почему не соблюдались iPhone Human Interface Guidelines при проектировании интерфейса под айфон? Почему в программе такой корявый зум, когда штатный браузер показывает, что можно сделать плавный? Почему так криво отображаются страницы, тогда как в Safari они выглядят как точные уменьшенные копии того, что показывает десктопная версия браузера, то есть один-в-один без всяких искажений? Почему всё это в конце-концов не было потом исправлено, несмотря на многочисленные негативные отзывы о программе? Я думаю, ответ в том, что руководство приняло решение выпустить браузер просто для галочки, чтоб был, ради того, чтобы потом вставить в годовой отчет красивую фразу о том, что компания теперь присутствует и на платформе iPhone, охват которой составляет столько-то миллионов человек. Такие фразы ведь так нравятся инвесторам и акционерам.

Еще одним подтверждением этому является то, что несмотря на многотысячные отзывы в App Store с описанием всех многочисленных ошибок в работе браузера, никаких обновлений с исправлениями ошибок не выходило вот уже ПОЛГОДА! Это огромный срок для программ в App Store. За это время каждая программа обновляется минимум пару раз, а нормальные программисты обновляют свои программы за это время раз по десять. В «Опере» же считают, что всё нормально. Зачем исправлять ошибки, если целью был бумажный анонс. Никогда в жизни не поверю, что в «Опере» серьезно расчитывали потеснить мобильный «Сафари». Так это не делается, и если они действительно в это верили, то это грустно и печально.

То, что произошло с Opera для айфона, называется дискредитацией компании. Те, кто поставил и снес браузер, больше его уже не поставят, как бы потом компания не лезла из кожи. Просто потому, что у людей был негативный опыт, они удаляют программу и перестают следить за судьбой приложения. Единственной аудиторией, которая будет плакать, но продолжать жрать кактус, то есть пользоваться «Оперой» на айфоне, будут обладатели меделенных телефонных соединений, живущие в глухих районах. Для них будет полезна возможность сжатия трафика, все остальные уже при наличии нормального GPRS-соединения разницы в скорости не почувствуют, не говоря уже о 3G. В таких условиях у «Оперы» не будет никаких шансов.

Это только про айфон, на остальных мобильных платформах ситуация похожая. Что остается у «Оперы»? «Опера» с оптимизмом смотрит на сегмент ТВ-приставок, но я этого оптимизма не разделяю. В этом сегменте повторяется ситуация с мобильными телефонами. До тех пор, пока рынок смартфонов был неразвит, Opera была на коне, теперь же рынок сформировался, основные мобильные платформы определены, и все они имеют свой собственный функциональный браузер. С телеприставками произойдёт то же самое: пока этот рынок не сформировался, там успела закрепиться «Опера», но на наших глазах происходит формирование этого рынка, свои права на него уже заявили Google и Apple. И, боюсь, через несколько лет мы придем к тому, что большая часть людей будет смотреть ТВ через софт от этих компаний. А «Опера» будет стоять на телевизорах только в каких-то совсем неразвитых странах вроде России.

Вот такие нерадостные перспективы.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях