Ведущие аналитические фирмы ИТ-мира, обозревая состояние дел на глобальном и локальных рынках, публикуют печальные для отрасли цифры сбыта настольных и наколенных компьютеров в третьем квартале 2013 года. Несмотря на то что в этот период традиционно наблюдалось оживление, связанное с завершением сезона каникул и летних отпусков («Солнце жаркое палит, / В отпуск едет замполит»), начало осени ознаменовалось падением продаж и десктопов, и ноутбуков. Давайте же подробнее посмотрим на то, что происходит на рынке, и попытаемся понять, кто и зачем приходит на смену «классике ИТ».

Начнём с обзора состояния дел на мировом рынке, сделанного Gartner, Inc. Согласно ему, планетарные поставки PC в третьем квартале 2013 года составили 80,3 миллиона устройств, что на 8,6% меньше, чем результат, достигнутый за тот же период минувшего года. Весьма близкие цифры приводит в своём отчёте и International Data Corporation: по сведениям IDC, в масштабах планеты заказчикам было поставлено 81,6 миллиона устройств, а падение составило 7,6%. Ну а во втором квартале, по единодушному мнению обеих фирм, падение рынка РС превысило 10%…

Так менялась доля поставщиков ПК на мировом рынке в третьем квартале 2013 года
Так менялась доля поставщиков ПК на мировом рынке в третьем квартале 2013 года.

А теперь посмотрим на рынок соседствующей с нами Западной Европы. Здесь уровень падения поставок персональных компьютеров ещё сильнее. По данным Gartner, Inc., объём отгрузок РС потребителям этого региона составил в июле–сентябре 2013 года 11,9 миллиона устройств, что означает недобор до результатов годичной давности в 12,8%. Сокращение затронуло все сегменты европейского рынка «персоналок»: реализация десктопов упала на 9,8%, ноутбуков — на целых 14,5%. Корпоративный рынок умерил свои потребности на 8,3%, а граждане стали покупать персоналок на 17,1% меньше.

А так выглядят позиции поставщиков ПК на рынке Западной Европы
А так выглядят позиции поставщиков ПК на рынке Западной Европы.

Ну а как же дело обстоит там, где всего интереснее, — в нашей стране? На этот вопрос ответит исследование IDC Quarterly PC Tracker, выполненное International Data Corporation в третьем квартале. Оно рассказывает: что «За отчётный период в Россию было поставлено около 2,71 млн настольных и портативных ПК. Рынок ПК в целом сократился на 30,7% в штучном выражении и на 23,9% в денежном в сравнении с аналогичным периодом прошлого года». Поразительно интересно: сбыт классических персональных компьютеров в нашей стране сократился вчетверо сильнее, чем в мире, и в 2,4 раза большее, чем в Западной Европе!

Заметно изменился и «пейзаж» поставщиков отрасли: «В пятёрку лидеров российского рынка ПК по итогам квартала вошли следующие компании: Lenovo (19,7% от общего числа поставленных за квартал ПК), Hewlett-Packard (15,5%), ASUS (14,3%), Acer Group (11,4%) и DNS (6,5%)». Обратим внимание: в составе пятёрки появилась отечественная фирма, известная прежде всего сетью магазинов розничной торговли; довольно интересный факт. Поставки настольных ПК сократились почти на 14,8% и составили 907 тыс. штук. Ну а сегмент ноутбуков упал на 36,7% по сравнению с показателями третьего квартала 2012 года: поставлено 1,8 млн единиц.

Примечательно: падение поставок персоналок «в штуках» оказывается сильнее, чем «в деньгах». То есть вымываются более дешёвые устройства. Что самое доступное среди классических персоналок? Нетбук? Так аналитики IDC и говорят о «стремительном» сокращении доли нетбуков… Давайте соотнесём продажи ПК в Западной Европе, с её полумиллиардным населением, и в России. Если пересчитать «на душу населения», то в нашей стране компьютеров реализуется меньше, но где-то на десять процентов. Учитывая, что ВВП у нас на душу населения — $13 236 против $33 131 у ЕС, можно сказать, что наш ИТ-ритейл работает весьма эффективно…

Но — продажи-то падают, и очень сильно! Почему? Для ответа на этот вопрос опять-таки вернёмся к глобальной статистике. Дело в том, что, исходя из данных IDC, аналитики прогнозируют для четвёртого квартала принципиально новое явление — превышение количества проданных планшетных компьютеров над традиционными ПК. Правда, это будет касаться только одного квартала: по итогам 2013 года в целом лидерство всё равно останется за сборной командой десктопов и ноутбуков. Вообще, «интернет людей» уже функционирует преимущественно на мобильных устройствах, а к 2017 году доля планшетов и смартфонов в Сети превысит 87%…

Такими устройствами будет пользоваться «интернет людей» в период с 2013 по 2017 год
Такими устройствами будет пользоваться «интернет людей» в период с 2013 по 2017 год.

Ну а теперь посмотрим, как обстоят дела с планшетами и смартфонами в России. А вот с ними дела обстоят очень даже хорошо! По данным IDC, в Россию в третьем квартале было поставлено 2,4 миллиона планшетов. Это означает рост на 95,1% в штуках и на 49,8% в деньгах по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Заметим: в бурно растущем сегменте «таблеток» обозначается принципиально иная «денежная» тенденция, чем на «падающем» рынке «персоналок». Там «среднее» устройства становится дороже, а здесь, наоборот, дешевле…

Очень интенсивно рос в завершившемся квартале и отечественный рынок смартфонов. Их было, по мнению МТС, продано 5,5 миллиона штук, что на 58% больше, чем годом ранее. Рост более значительный, чем в глобальном масштабе, где, согласно данным IDC, он составил 38,8% в годичном исчислении («физических» смартфонов было на планете в третьем квартале продано 258,4 миллиона штук, а всего в 2013 году ожидается реализация более чем миллиарда «умнофонов»). И мировой тенденцией является поставка вполне функциональных аппаратов по бюджетным ценам…

Реклама на Компьютерре

Мы можем сделать интересный вывод. Получается, что россияне, сокращая закупки классических персональных компьютеров, ведут себя вполне рационально. Рационально — в экономическом смысле этого слова. Доступ в Сеть (для чего сегодня нужен прежде всего компьютер) им обеспечивают более дешёвые классы устройств — смартфоны и планшеты. Их мощностей чаще всего будет достаточно «в быту». Скажем, перед походом в магазин или во время него посмотреть на общий уровень цен на данный товар. Или, скажем, новости почитать, погоду посмотреть…

А ведь денег у нашего соотечественника — обратитесь к цифрам выше — меньше, чем у европейца. Значит — тратятся они рачительнее! Функции доступа к информации и обмена ею решают более дешёвые устройства — планшеты и смартфоны. (Ну, «умнофон» с двухлетней гарантией, экраном 480×800 и вполне пристойным процессором нынче в рознице стоит меньше пяти тысяч рублей.) И то же самое относится к российскому бизнесу. Странно вспомнить: всего 15 лет назад первый служебный GSM-телефон покупался руководителю крупной организации. Потом наличие смартфона с относительно большим экраном было символом статуса…

Ну а сейчас — планшеты и смартфоны являются самым дешёвым и самым массовым инструментом работы с информацией. Наверное, наиболее многочисленный слой трудящихся постиндустриального общества — торговые представители, менеджеры торговых залов… Кстати, вполне общественно полезное занятие. Именно благодаря им мускат в ближайшем супермаркете стоит 60 рублей за килограмм (кисточку выбираешь сам). Ну а на традиционном рынке гость жаждет за него 150 рублей, причём норовит подсунуть гниль с ловкостью, заставляющей позавидовать самого Дэвида Копперфильда.

Так вот, барышня с большим смартфоном — или же с маленьким планшетом, что-то набирающая на нём или даже говорящая в него, — это и есть «пехота» современного бизнеса. Пехота иногда моторизованная (такие мелкие машинки с логотипами на бортах), но всегда мобилизованная, точнее, «подключённая» (connected) мобильной связью. Omnia mea mecum porto, как когда-то Цицерон рассказывал о мудреце Бианте. Ну а теперь концепция ношения всего своего с собой на варварском наречии англосаксов обозначается как BYOD (Bring Your Own Device). Мудрость, которую некогда подразумевал подо всем Биант, сосредоточивается в смартфоне.

И это весьма полезно для бизнеса. Сотрудник может работать всё положенное время, где бы он ни находился. Ему в этом поможет смартфон или небольшой планшет: устройств с диагональю экрана до семи дюймов включительно, удобных для ношения с собой, продавалось в 2013 году 57%. Они вполне пригодны для работы с почтой, оформления заказов, заполнения стандартных форм. Массовое и дешёвое устройство… Ну а десктопы и ноутбуки, на которых более квалифицированные сотрудники работают в офисе или в командировке, естественно, станут более мощными. Что мы и видели по росту их цен!

И такой ход дел предсказывался. Самой главной стратегической информационной технологией аналитики Gartner полагали разнообразие мобильных устройств («Стратегическая десятка образца 2014-го«). Ну а на второе место ставили потребность в приложениях для мобильных устройств, позволяющих полноценно использовать их потенциал и на работе, и дома. Как видим, сухая статистика российского рынка подтверждает правильность ранее сделанных прогнозов. Классические ПК сдвигают с рынка их мобильные родственники!