Группа исследователей из университета штата Аризона, которую возглавляет профессор Ин-Чэн Лай, попытается найти закономерности, управляющие поведением людей, и идентифицировать факторы, приводящие к возникновению или утрате интереса к определённым вещам. Они надеются, что ответ скрывают гигантские наборы данных, собранные тремя крупными китайскими компаниями – двумя интернет-магазинами и оператором связи.

Принято считать, что люди ведут себя слишком сложно и непредсказуемо. Движение молекул в газе тоже непредсказуемо, но это не помешало физикам составить формулы, которые позволяют предсказывать, что произойдёт с газом в различных условиях. Ин-Чэн Лай полагает, что если рассматривать поведение не одного, а сотен тысяч и даже миллионов человек, сквозь сложность и непредсказуемость поведения отдельных людей проступит более ясная картина.

“Очень непросто разобраться в том, как именно связаны между собой каждая частица и изменения каждой переменной, особенно в случаях, когда то, что происходит с микроскопическими частицами, оказывает влияние на макроскопические системы”, – объясняет руководитель работы. Продуктивнее подойти к этой задаче с другой стороны и, изучая микроскопические взаимодействия, вывести отношение между макроскопическими переменными.

““Большие данные” дают платформу для изучения динамики того, почему люди меняют свой взгляд на определённые вещи, – говорит учёный. – Существуют ли скрытые законы, которые вступают в действие, когда у людей появляется интерес к чему-либо?” Исследователи не исключают, что подобных законов нет, но и такой вывод тоже будет ценным результатом.

Впрочем, положительный исход куда перспективнее с практической точки зрения. Ин-Чэн Лай полагает, что возможность предсказывать поведение людей найдёт применение в бизнесе, экономике, социологии и здравоохранении. Кроме того, она наверняка заинтересует спецслужбы и военных.