Не сосчитать, сколько создано стартапов, которые подсказывают маркетологам, что любит клиент. Логично, что кому-то наконец пришло в голову сделать обратное – выяснить, что клиент ненавидит. Этим и занимается компания Idibon – помогает брендам выявлять проблемы с их продуктами. Способы, которыми собирают эту информацию, не отличаются оригинальностью: сообщения в социальных сетях, твиты, статьи и электронная почта (не волнуйтесь, в вашу почту пока никто не залезет, речь только о переписке с компаниями). Помнится, менее десятка лет назад такой анализ пытались выполнять вручную: маркетологи мониторили онлайн, собирали отзывы, анализировали публикации в СМИ… Теперь о неприятных событиях и негативных отзывах пользователей сообщают “большие данные”.

Idibon собирает и прорабатывает тексты не на одном, а на нескольких языках сразу. Предоставляемая компанией серия приложений обеспечивает быстрое и точное вычленение полезной информации из набора текстов. Разработчики утверждают, что удается распознать даже эмоциональный подтекст. Результаты можно просмотреть в виде свода таблиц, но в Idibon решили не мелочиться. Если уж ПО успешно распознает то, что пишут в социальных сетях, почему бы не поговорить на живом человеческом языке и с пользователем программы? Создатели предоставляют клиентам пользовательский интерфейс, в котором можно задать вопросы по данным на естественном языке.

Idibon обеспечивает довольно детальную информацию. Скажем, вместо негативных отзывов о модели машины она может рассказать, какие именно детали особенно ругают владельцы. Помимо этого, полученные данные для наглядности можно представить графически. Но самой важной характеристикой Idibon, пожалуй, является способность её программного обеспечения быстро адаптироваться к работе с новыми языками. Руководство компании в своем интервью VentureBeat называет удивительную цифру: для того чтобы добавить в систему новый язык и пользоваться всеми её возможностями – то есть анализировать информацию на нём и выдавать отчёты конечному пользователю – требуется всего лишь от 24 до 48 часов. На данный момент система Idibon опробована на пятидесяти языках. Туда входят и такие распространенные, как английский, китайский, японский, французский, немецкий, русский, и до некоторой степени экзотические – хинди, бенгальский, а также множество других. Ibidon ознакомлена с вариациями каждого. Поэтому начать реальную обработку текстов на любом из них достаточно просто.

idibon_screenshot

Это действительно дает Idibon серьёзное конкурентное преимущество. Среди крупных заказчиков хлеб у такого стартапа легко отобьют англоязычные аналоги большего масштаба. Да, та же Facebook уже запросто ищет последние тренды, используя обработку естественного языка. Такие же возможности – и даже более – имеет знаменитый компьютер Watson. Но мало кто готов адаптировать продукт к нуждам небольших развивающихся стран, и не у каждого предприятия найдутся лишние деньги на обучение суперкомпьютера на собственных данных. А с учётом того, что Idibon может сделать то же самое легко и непринужденно, компания имеет шанс сохранить за собой нишу на международном рынке.

А “на сладкое” посмотрим, на какие именно вопросы клиентов может в наше время ответить маленький стартап, сфокусированный на негативе.

Можно понять связь между вложениями в рекламные кампании и откликами “в народе”. Система позволяет точно определить, говорят ли о продукте, и если говорят, то что именно. Визуально представить тенденции, просчитать ключевые минусы. Кстати, полезно как для того, чтобы устранить пятна на репутации собственного продукта, так и чтобы вовремя воспользоваться ошибками конкурентов.

Можно определить намерения людей. О брендах, событиях и услугах говорят многие. Но что именно собираются делать эти люди и не останется ли действие в неопределённом будущем, известно далеко не всегда. Система может с достаточной точностью автоматически определить вероятность того, действительно ли купит целевая аудитория тот или иной продукт, перейдёт ли на новый сервис, станет ли участвовать в мероприятии.

Для диалога человека с компьютером можно использовать интерфейс естественного языка. Смею предположить, что скоро системы научатся даже угадывать плохо сформулированные мысли некоторых управленцев.

А помимо прочего, ПО просто поможет навести порядок в разрозненной куче электронных писем, публикаций СМИ, сообщений в соцсетях и других данных. Информацию из всех нынешних источников данных – внутренних или государственных, локализованных или международных – можно собирать постоянно и автоматически, даже не обладая сложной системой автоматизации документооборота. А эффективное структурирование и порядок в делах – это очень и очень немало.