Социальная сеть Facebook снова оказалась в центре внимания борцов за приватность. На этот раз компанию обвинили в том, что она без убедительных оснований изучает каждое личное сообщение, которое отправляют её пользователи, извлекает оттуда ценную информацию, а затем перепродаёт её.

В иске цитируется независимое исследование, согласно которому Facebook автоматически сканирует содержимое личных сообщений, проверяет ссылки на другие сайты, которые в них встречаются, причём делает это «в целях, не имеющих отношения к обеспечению передачи сообщения».

Авторы иска делают вывод, что проверка выполняется с корыстными целями. Таким образом Facebook якобы получает доступ к сведениям, которые невозможно добыть другими способами, но которые при этом представляют значительный интерес для компаний, работающих в области рекламы, маркетинга и сбора информации.

Обвинения подобного рода всплывают не впервые, причём не только в адрес Facebook. Один из первых скандалов, связанных с автоматическим сканированием чужих посланий, вспыхнул в 2004 году, когда Google запустила почтовый сервис Gmail. Уже тогда рядом с каждым письмом в Gmail отображалась колонка контекстной рекламы. Кто-то сообразил, что Google должна заглядывать в текст письма, чтобы подбирать соответствующую рекламу, — и «понеслось».

В тот раз до исков не дошло, однако удача была не вечной. Не так давно Google уличили в нарушении законов, запрещающих прослушивание чужих коммуникаций, причём поводом для этого стала всё та же контекстная реклама в Gmail. «Выводы суда по этому делу потенциально способны полностью изменить всю индустрию электронной почты», — цитирует New York Times слова Эрика Голдмана, специалиста по законодательству в области высоких технологий.

Это не преувеличение. Дело в том, что признание автоматического анализа содержимого личных сообщений нелегальным прослушиванием повредит не только контекстной рекламе и мифическим попыткам Facebook торговать чужой информацией. Оно заденет важную функциональность, без которой трудно представить современную электронную почту.

Реклама на Компьютерре

Проигнорируем тот факт, что письмо так или иначе должно быть прочитано и проанализировано почтовым сервисом: в противном случае он просто не сможет его доставить и отобразить. Есть и ещё кое-что — защита от спама и вредоносных программ.

Большинство современных средств защиты от спама хотя бы частично основано на анализе текста сообщений. Просматривая тысячи мусорных писем, они постепенно обучаются замечать их характерные признаки, а затем проверяют наличие этих признаков в каждом полученном письме. Более простые методы, такие как чёрные списки адресов спамеров, перестали помогать больше десяти лет назад.

Проверка наличия вредоносных программ тоже невозможна без анализа содержания: это само собой разумеется. К слову, именно для этого Facebook проверяет ссылки в тексте личных сообщений — провинность, на которой построен весь иск. Робот соцсети заходит на сайт, находящийся по ссылке, проверяет его безопасность и попутно находит картинку, миниатюрная версия которой будет отображаться рядом со ссылкой под текстом сообщения.

В том случае, если Facebook и Google проиграют, приватностью вряд ли станет лучше, а вот спама и сообщений, распространяющих вредоносные программы, будет куда больше. В итоге пользователи неизбежно пострадают гораздо сильнее, чем Google или Facebook.

Впрочем, кого это волнует? Авторы иска против Facebook требуют возмещения ущерба, который они оценивают в $100 за каждый день, в течение которого социальная сеть сканировала личные сообщения, или $10 тыс. за каждого обиженного пользователя.

Facebook, разумеется, утверждает, что обвинения безосновательны, и обещает защищаться всеми способами.