7 ноября 1663 года умер нидерландский изобретатель Корнелиус Якобсон Дреббель, один из самых прогрессивных мужей своего времени, внёсший вклад во многие области человеческого знания. Он с равным успехом занимался оптикой, химией, метрологией. Он изобрёл инкубатор для цыплят, ртутный термостат, систему кондиционирования воздуха, разрабатывал микроскопы собственной конструкции. Но самое его известное изобретение — первая в истории действующая подводная лодка, сконструированная по заказу британского флота. Первое испытание произошло в 1620 году в Лондоне, при большом стечении народа.
Лодка была деревянная, обтянутая кожей, а в движение её приводили гребцы. Она могла оставаться под водой несколько часов, используя химическую регенерацию воздуха, брала на борт до 16 человек, среди которых был и тогдашний английский король Яков I. От подлодки Дреббеля принято отсчитывать историю подводных лодок. И сегодня в честь этого события мы представляем Топ-10 самых крутых субмарин прошлого, настоящего и будущего.
1. «Черепаха»
Военный потенциал подводных лодок, в отличие от них самих, был на поверхности. Не удивительно, что они развивались как боевая военно-морская единица. Первой лодкой, прошедшей боевое крещение, стала «Черепаха», сделанная Дэвидом Бушнеллом, изобретателем и школьным учителем из Коннектикута. Подразумевалось, что она будет использоваться для подрыва судов — как действующий протопоп будущих лодок-миноносок. Летом 1776 года «Черепаха» атаковала в Нью-Йоркской бухте английский фрегат. Мину с часовым механизмом прикрепить не удалось, она всплыла и взорвалась. Второго шанса не представилось: англичане потопили «Черепаху». Так началась история военных подводных лодок.
2. АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий»
…А увенчалась она спустя два века атомной подводной лодкой с ядерными ракетами на борту. Самое совершенное орудие убийства, изобретённое человеком, машина Судного дня, способная уничтожить целый континент. Думал ли об этом Дреббель, когда Британское адмиралтейство завернуло его проект? Вот краткие ТТХ АПЛ «Юрий Долгорукий», главной баллистической субмарины Российского флота. Надводная скорость — 15 узлов. Подводная скорость — 29 узлов. Рабочая глубина погружения – 400 м. Автономность плавания — 90 суток. Экипаж — 107 человек. Вооружение — 12 баллистических ядерных ракет класса «Булава-30» с расчётной дальностью 8 тыс. км, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. Никогда ещё человечество не было уничтожить так просто.
3. Субмарины Deep Flight
Hawk Осеan Technology — один из самых передовых частных производителей и разработчиков малых субмарин. На самом деле его субмарины даже не подлодки в привычном смысле — это скорее подводные самолёты: они погружаются без использования балласта, с применением гидродинамики. То есть их крылья отнюдь не для красоты.
Посмотрите на такую лодку в действии.
4. Батискаф Deepsea Challenger
Одноместный батискаф знаменитого режиссёра Джеймса Кэмерона, на котором он 26 марта 2012 года в одиночку погрузился в Бездну Челленджера, глубочайшую точку Марианской впадины, на глубину почти 11 км, установив мировой рекорд одиночного погружения. Этот факт доказывает, что перед нами самый совершенный глубоководный батискаф на сегодня. Вместе с Кэмероном погружались и его любимые 3D-камеры, и мы сможем всё увидеть воочию.
5. Killer Whale Submarine
Думаете, это косатка? Присмотритесь. Это подводная лодка! Или водный мотоцикл?
Это все вместе: косатка, подводная лодка, водный мотоцикл. Надводная скорость — 50 миль/ч. Подводная — 25 миль/ч. Цена — $100 000, что, в принципе, для частных субмарин недорого. Непонятно только, как на неё отреагирует настоящая косатка. Или японские китобои.
6. Triton 1000
Если же вы хотите не просто гонять как сумаcшедший над и под водой, а реально погружаться, вам подойдёт двухместная частная субмарина Triton 1000 производства U.S. Submarine. Её небольшие размеры (высота — 1,8 м, длина – 3 м) идеально подходят для погружения с большинства частных судов. Цена, правда, в районе $2 млн, но разве же это деньги — за возможность порыбачить на глубине в тысячу футов?
7. sQuba
Швейцарские автофутуристы Rinspeed предлагает наконец скрестить автомобиль с подводной лодкой и исполнить мечту детства многих. Похоже на кино о Джеймсе Бонде? Правильно, именно им создатели и вдохновлялись — и не скрывают этого. sQuba — первый в мире электромобиль-субмарина. Корпус из нанокарбона, 3 электродвигателя: два для воды, один для земли. Машина способна погружаться на глубину до 10 м. Этот бондмобиль был представлен качестве концепт-кара на Женевском автосалоне в 2008 году. К сожалению, купить его нельзя, цена производства в районе $1,5 млн делает невозможным серийный выпуск. Ну, только если вы не Джеймс Бонд.
8. Trilobis 65
Архитектор Жанкарло Зема точно знает, где у автосубмарины sQuba должен быть гараж. Конечно же, в плавучем доме-яхте Trilobis 65, проект которого он разработал. Это двадцатиметровая плавучая конструкция, напоминающая летающую тарелку в духе классической НФ 1960-х. В «Трилобите» четыре этажа-уровня, причём самый нижний располагается на 3 м ниже уровня моря. Дом находится на полном энергетическом самообеспечении и способен развивать скорость до 6 узлов. Логово Ихтиандра, одним словом.
8. HydroBOB
Есть и более бюджетные варианты. Например, подводный скутер HydroВOВ, где «BOB» не имя, а акроним от «Breathing Observation Bubble», то есть «Дыхательный наблюдательный пузырь». Тут налицо возврат к корням — к воздушному колоколу. Вместо тысячи слов посмотрите видео. Это, как говорится, просто красиво.
10. Nautilus
Подлодки уже давно часть нашей жизни. Привычное дело. Но много ли вы знаете людей, которые погружались на них? То-то и оно. В реальной жизни большинству может так и не выпасть шанса. Об этом, наверное, и думал американский школьник Джастин Бекереман, когда замышлял свою подводную лодку Nautilus — не первую, к слову. И сделал (если учесть, что ему всего 18 лет и работал он один) крутой аппарат, способный погружаться на 30 футов. Пока его сверстники курили дурь и бегали за девицами, Джастин, запершись в подвале, решил покорять морские глубины. Когда-то и Дреббель начинал так.
На таких людях и держится земля.