К сожалению, мало кто в мире (и совершенно никто – в нашей стране) изучает историю бизнеса и законы его развития, которые, наверное, более подготовленные авторы могли бы сформулировать фундаментальнее, во взаимосвязи с развитием общества и технологий. Уверен, что мы могли бы гораздо лучше предсказывать будущее бизнеса и менеджмента, а не просто констатировать уже де-факто свершившиеся изменения.

Но даже не обладая философским даром анализа и обобщения, попробуем на примере одной из молодых и очень динамично развивающихся отраслей заметить самые очевидные закономерности, что позволит нам понять сущность происходящих на наших глазах революционных изменений в информационных технологиях. Выбор именно ИТ-отрасли продиктован прежде всего личным опытом, а главное – фактически сроком жизни одного поколения от момента возникновения индустрии до наших дней.

ibm-mainframe-hpMediumОбычно принято отождествлять технологический прогресс и развитие отрасли, однако заметно – особенно на примере ИТ, – что развитие отрасли имеет, помимо технологического прогресса, вторую важнейшую составляющую, связанную с пользовательскими предпочтениями. Именно в силу этой особенности развитие отрасли в целом происходит не поступательно, а по спирали. Сами пользовательские предпочтения в ИТ-отрасли прежде всего основаны на стремлении к демократизации доступа к вычислительным ресурсам. Действительно, начав создание отрасли с технологии мейнфреймов, на следующем витке спирали мы увидели менее совершенные, но и не слишком дорогие персональные компьютеры, оказавшиеся способными сделать доступ к компьютерным вычислениям и созданию приложений по настоящему массовым.

Идея централизованной архитектуры не оставляла инженеров, но в реальный новый отраслевой стандарт она смогла вернуться только после того, как это позволила экономика, дав возможность еще более дешёвого и еще более массового доступа пользователям к огромному числу приложений. Именно так пришли в нашу жизнь “облачные” вычисления и мобильные устройства, которые сегодня на наших глазах в третий раз до неузнаваемости изменяют отрасль. Важно заметить, что каждый виток спирального отраслевого развития заметно менял не только бизнес-модели принятые на рынке, но и состав ключевых игроков. Многие основатели отрасли на нашей памяти полностью ушли из бизнеса после окончательного завершения эпохи мейнфреймов; в то же время эпоха персональных компьютеров дала рынку новых лидеров, а эпоха Интернета не только еще раз проредила лидерские списки, но и добавила в них новые компании.

mainframeСледующий передел рынка, связанный с “облачными” и мобильными технологиями, сегодня уже не только задевает традиционную ИТ-отрасль, но и фактически сливает ее с потребительской электроникой. В этой сфере всегда в гораздо большей степени действовали законы user experience (англ. “опыт взаимодействия”) и продуктового дизайна, также оставляющие все меньше шансов чистым производителям компьютеров, которые работают в основном на корпоративном рынке. Важно понять, что новые тренды кардинально меняют структуру спроса на традиционную ИТ-продукцию. Это уже привело к драматическому снижению доли персональных компьютеров и даже ноутбуков в структуре спроса на потребительском рынке: их заменили планшеты и новый класс устройств smartTV. Точно так же на корпоративном рынке ноутбуки постепенно отвоёвывают территорию у десктопов. Не касаясь долей разных производителей, следует констатировать наличие совершенно новой мины, заложенной под большинство традиционных поставщиков именно для корпоративного сектора.

Речь идет о новой бизнес-модели потребления ИТ-оборудования корпорациями, которые с момента ввода в эксплуатацию полностью централизованных корпоративных “облачных” технологий все больше отходят от стандартизации персонального парка, предоставляя сотрудникам самостоятельно выбирать поставщика, а зачастую вообще полностью передавая вопрос приобретения и сопровождения персонального оборудования самому сотруднику и тем самым значительно экономя на издержках. А пользователи в таких условиях неминуемо начинают выбирать устройства более универсального характера, пригодные в том числе и для личных целей, а также те, у которых лучше эргономика и user experience. Например, первые эксперименты в крупной транснациональной корпорации, в которой я тогда – два года назад – работал, показали, что более 50 процентов заявок на новое оборудование касалось продукции Apple.

ibm-server-big

Ещё одна важная составляющая централизации корпоративных “облачных” архитектур и появления независимых “облачных” сервисов драматически снизила спрос на другой важный сегмент ИТ-продукции – серверы для подразделений и малого бизнеса. Поскольку все корпоративные вычислительные ресурсы сосредотачиваются в централизованных вычислительных центрах (как называли это в эпоху мейнфреймов), малый бизнес уходит вообще от собственной ИТ-инфраструктуры, арендуя её по требованию у “облачных” провайдеров, а также всё больше и больше арендуя собственно пользовательские сервисы даже в таком сегменте, вчера казавшемся ещё священной коровой, как ЕРП- и СРМ-системы. Всё меньше и меньше требуется пользователям копировальная, сканерная и печатная техника в связи с постепенным внедрением электронного документооборота – а значит, падают её закупки.

Как это начинает уже сейчас менять структуру рынка и какие прогнозы дальнейших изменений можно сделать? Приходит конец нишевым производителям персональной компьютерной техники, включая десктопы и ноутбуки, и серверов уровня подразделений для корпоративного и потребительского рынка. Приходит конец универсальным ИТ-корпорациям, стремившимся ещё вчера иметь в своем портфолио весь спектр компьютерной техники от сетевого оборудования и хранилищ информации до суперсерверов, поскольку весь секрет подобной стратегии состоял в комплексных корпоративных продажах, а удельные накладные расходы универсального производителя на меньший тираж каждого продукта всегда будут выше, тогда как меньшие издержки на единый канал продаж перестают работать. Все сложнее становится нишевой бизнес в области копирования, сканирования и печати.

Однако дальнейшая судьба трёх разных типов компаний мне представляется различной. Первая категория безвозвратно уйдет с рынка в ближайшие год – максимум три, последняя как то очень серьезно изменится – возможно за счёт консолидации, а вот ситуация с универсальными производителями, которые ранее уже прошли этап серьезной консолидации, более интересна и заслуживает более подробного анализа. Очевидно, что сегодня эти корпорации представляют собой потенциальное кладбище технологий, но именно это и дает определённый шанс на реанимационные процедуры. Уверен, что наибольший интерес для современного рынка представляют их подразделения суперсерверов (способных работать в “облачных” архитектурах – как корпоративных, так и публичных), количество которых совершенно счётное и требует постепенного перехода к прямым продажам. Для многих универсальных производителей представляют интерес подразделения программного обеспечения в случае их выделения в отдельные нишевые компании.

Bring-Your-Own-Cloud

А есть ли корпорации, которые сегодня находятся на пике своих возможностей? Несомненно. Прежде всего это лидирующие нишевые производители систем хранения информации и сетевого оборудования. Еще несколько лет назад все сначала ждали, что они будут проданы универсальным ИТ-производителям, потом ждали, что они сами начнут покупать ИТ-производителей. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств и (или) прозорливости менеджмента ни первое, ни второе не состоялось, а бизнес в этих нишах растет семимильными шагами – именно за счёт потребностей новых сегментов бизнеса в хранении и коммуникациях. Однако многие производители и первого, и второго типа должны быть готовы к уходу от продаж чистого аппаратного обеспечения к комплексным программно-аппаратным комплексам, поэтому можно ожидать сделок слияния и поглощения. Вообще я уверен, что время глобальных универсальных продающих корпораций подходит к концу, поэтому будущее за технологическими нишевыми компаниями на “облачном” рынке. А на рынке потребительском – как раз наоборот: будущее за интегрированными экосистемами, подобными Apple.