Россия вошла в топ-20 производителей сервисной робототехники

Сбербанк представил на форуме Skolkovo Robotics аналитический обзор мирового рынка робототехники. По данным отчета, темпы роста рынка промышленной робототехники опережают темпы роста мирового ВВП: между 2011 и 2016 годами среднегодовой рост продаж промышленных роботов составил 12%. В 2016 году было продано 294 тыс. промышленных роботов, а общий объем рынка достиг $13,1 млрд., а с учетом программного обеспечения и услуг интеграции рынок превышает $40 млрд.

Рынок сервисной робототехники растет еще быстрее. В 2015 году было продано 48 тыс. сервисных роботов, а в 2016 году это число увеличилось на 24%, до 59 тыс. Общий объем рынка профессиональных сервисных роботов достиг $4,7 млрд. Общее количество проданных персональных сервисных роботов в 2016 году увеличилось на 24%, достигнув примерно 6,7 млн единиц, а объем рынка увеличился до $2,6 млрд. К примеру, в мире уже более 20 млн роботов-пылесосов, которые стремительно дешевеют в силу увеличения конкуренции.

Общий мировой̆ парк эксплуатируемых промышленных роботов на конец 2016 года вырос до 1 828 тыс. единиц. Согласно оценкам, он увеличится примерно с 1 828 тыс. единиц в конце 2016 года до 3 053 тыс. единиц в конце 2020 года, что соответствует среднегодовым темпам роста в 14% в 2018–2020 годах.

74% мировых продаж промышленных роботов приходится на пять стран: Китай (30%), Республику Корею (14%), Японию (13%), США (11%) и Германию (7%). В 2016 году в России было продано 358 промышленных роботов.

Для персонального использования в 2016 году в мире было куплено 6,7 млн роботов на сумму $2,6 млрд, 4,6 млн из них — роботы для домашних задач (в основном пылесосы) и для развлечения — 2,1 млн (в основном игрушки).

К 2020 году основу рынка сервисной робототехники составят  логистические системы (включают логистику внутри помещений, беспилотные и воздушные средства доставки вне помещений); роботы для обслуживания клиентов; промышленные экзоскелеты; роботы для домашних задач (персональные помощники). Главным игроком на рынке сервисной робототехники являются США. В общей̆ сложности 49% сервисных роботов производится в Америке. Азия существенно отстает — лишь 30%, в Европе — 21%.

Россия входит в топ-20 стран – производителей сервисной робототехники. У нее хороший потенциал для роста. Однако российский рынок промышленной робототехники невелик (менее 10 млрд руб. в 2016 году). Имеется менее 10 отечественных производителей, но даже у них промышленные роботы не основной бизнес, из-за чего они проигрывают зарубежным конкурентам как в качестве самого продукта, так и в удобстве сервиса.