Разведка с воздуха: выбираем дрон с камерой
фото: pixabay.com

В последнее время особенно популярны мультикоптеры с камерой, поскольку они дают возможность получить необычный ракурс и осмотреть что угодно с высоты. При схожей конструкции и близкой цене беспилотники обладают принципиальными отличиями, о многих из которых вы узнаете только после покупки. Мы постарались написать практическое руководство по выбору, обращая внимание на правовые и технические особенности.

Правовые основы

В России полёт дронов регулирует Федеральный закон “О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов” от 30.12.2015 N 462-ФЗ. Согласно нему обязательной сертификации подлежат только дроны с максимальной взлетной массой (МВМ) от 30 кг и более.

Поясним, что под МВМ понимается сумма из собственной масса беспилотника и максимальной массы поднимаемого им груза. Поэтому 25-килограммовый дрон с грузоподъёмностью 6 кг подлежит сертификации, а 27-килограммовый и способный поднять только 2,9 кг – нет.

По этому же закону все беспилотники с МВМ от 250 г до 30 кг подлежат учёту. Де-юре этим поручено заниматься ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации. На практике сейчас это делается добровольно на случай инцидентов с участием дронов для идентификации их владельцев.

Поставить беспилотник на учёт можно не выходя из дома и бесплатно на портале Ассоциации “Аэронет”.  В категорию подлежащих учёту попадают практически все модели доступных на рынке мультикоптеров, кроме самых лёгких радиоуправляемых игрушек.

Если же вы хотите взять дрон в заграничное путешествие, то прежде уточните ограничения местного законодательства. Например, в США запрещено использовать дроны в национальных парках. Очень часто в крупных городах и возле достопримечательностей можно увидеть надпись «Drones Prohibited» или близкую ей по смыслу. Мультикоптеры с GPS от крупных производителей автоматически прекращают полёт (или изначально отказываются взлетать), оказавшись в одной из них. Помимо выплаты штрафа вы рискуете потерять свой беспилотник.

Такое законопослушное поведение заложено в их управляющий софт, который регулярно обновляется. Обязательно сделайте апдейт накануне поездки, иначе дрон будет руководствоваться устаревшей картой бесполётных зон. Увидеть её своими глазами можно на сайте DJI.

В России официальной карты пока нет, но уже создаются «народные». Вот пример такой карты для Москвы. Юридически запуск дрона называется «использованием воздушного пространства», а этот процесс имеет множество бюрократических ограничений, принятых задолго до появления беспилотников.

Дроны попроще летают где угодно, не ведая о своём местоположении. Однако штраф за них придётся платить точно так же, как и за профессиональные.

Перед поездкой в США рекомендуется заранее выполнить бесплатную регистрацию беспилотника на сайте Федерального управления гражданской авиации США. Вы получите сертификат, в памятке которого будут указаны основные ограничения: не летать выше 400 футов (121 метра), в радиусе пяти миль (8 км) от аэропорта, вблизи других летательных аппаратов, над стадионами и скоплениями людей. Запускать дрон только в светлое время суток и не терять его из виду. Также в сертификате будет указан регистрационный номер, который необходимо написать на корпусе дрона.

В Европе с юридическими аспектами запуска дронов всё обстоит очень сложно. Например, в Испании, Риме и Бельгии полёты мультикоптеров в городской черте запрещены. Их можно запускать только над частными землями с разрешения их владельцев. В Италии закон менее суров, но полёт можно выполнять только в том случае, если расстояние между дроном и оператором не превышает 50 метров.

На Кипре максимальная высота полёта беспилотников частных лиц не должна превышать 30 метров. Вам потребуется разрешение от Департамента Гражданской авиации (Civil Aviation Department) и отдельное разрешение на фото-видеосъёмку, но это мелочи по сравнению со Словакией, где разрешение требуется оформлять на каждый полёт.

В Греции и Латвии запрещены дроны с металлическими пропеллерами (хотя смертельную травму может нанести и пластиковый винт), а в Румынии – любые модели с трансляцией вида от первого лица (FPV). При этом в Австрии всё наоборот: модели с FPV не вызывают вопросов, а для записи фото и видео требуется получить разрешение.

Ещё одна особенность Австрийского законодательства: поскольку квадрокоптеры считаются наименее надёжной конструкцией беспилотника, в Австрии их разрешено запускать только в безлюдных местах (которых вы реально не найдёте). В черте города и даже загородных поселений могут летать только мультикоптеры с пятью винтами и более.

С октября 2017 года в Таиланде действует не только административная (штраф до 100 000 бат или около $3000), но и уголовная (до 5 лет лишения свободы) ответственность за использование незарегистрированных беспилотников. Регистрация дронов обязательна как для местных жителей, так и для туристов. На бумаге она осуществляется Национальной комиссией по телерадиовещанию Таиланда и уполномоченными ею органами, но пока эта процедура слабо проработана и лучше не рисковать.

Критерии выбора

Беспилотники – одна из категорий товаров, где заявленные характеристики сбивают с толку вместо того, чтобы помочь определиться с выбором. Гораздо важнее не что умеет дрон, а как хорошо он это делает.

Теоретически заложенный функционал дронов определяется типом управления, набором датчиков, установленным микроконтроллером, схемой стабилизации, поддержкой спутниковой навигации, используемыми моторами, подсистемой питания и множеством других особенностей.

Казалось бы, всё это можно узнать из описания, но на практике при близких характеристиках одни дроны едва слушаются оператора и заходят на аварийную посадку сразу после взлёта, а другими действительно удобно пользоваться. Всё дело в сбалансированности компонентов, качестве комплектующих и самой сборки. Первоначальный выбор обычно делается по ценовому критерию. Исходя из текущего ассортимента, мультикоптеры можно разделить на несколько категорий с общими характерными чертами.

Карманные дроны

Простейшие модели  ценой до $25, оснащённые примитивной камерой с разрешением 0,3 Мп. Иногда указывают больше, но обычно это программная интерполяция. Настоящая HD-камера сама по себе стоит дороже, а тут каждый компонент максимально удешевлён. Карманные мультикоптеры берут в подарок ребёнку, но часто долгожданный дрон только портит праздник. 2-3 часа томительного ожидания зарядки от USB и 2-3 минуты хаотичного полёта – это совсем не то, что рисуют детские фантазии.

Управление у них осуществляется с ПДУ по аналоговому радиосигналу с 1-4 жёстко заданными каналами. Оно очень грубое и отбивает всякое желание учиться пилотировать. Из-за маломощного передатчика и сильной зашумлённости используемой частоты такой дрон не всегда принимает команды и реагирует на них с опозданием. Плохая сборка приводит к дисбалансу, а отсутствие автоматической стабилизации требует долгой (и часто – безрезультатной) калибровки управления.

Несмотря на малые размеры, компактный дрон сложно запускать в квартире (он постоянно бьётся о стены) и практически невозможно на улице, так как его сносит малейшим ветром. Простое удержание на месте будет верхом пилотажного мастерства. Вдобавок, у самых дешёвых дронов отсутствует защита моторов от перегрева, поэтому они банально сгорают в первые же дни интенсивной эксплуатации.

Радиус действия копеечных мультикоптеров неопределённо малый (10 – 20 метров). Он зависит от наличия поблизости источников радиопомех, свежести батареек в ПДУ и направления его антенны. Функции возврата к хозяину (точнее, к ПДУ) обычно нет, поэтому при потере сигнала они улетают прочь. Самый частый не заказной отзыв на них: «зря выброшенные деньги». В качестве примера приведём младшие модели Jjrc, Furibee, Phoota, Lensoul и Cxhobby, да простят нас их поклонники-мазохисты.

Карманные дроны
фото: oyo-oyo.com
Летающая вебка

Стоят в районе $25 – 50. Компромиссные модели, избавленные от самых грубых недостатков. С ними уже можно относительно комфортно поиграть при определённом навыке и даже поснимать в VGA-разрешении с необычных ракурсов.

Главные отличительные черты – увеличенное время полёта (5 – 15 минут), наличие гироскопа и помехозащищённая связь через цифровой радиомодуль (Wi-Fi или Bluetooth). Однако слабый микроконтроллер не успевает обрабатывать команды в реальном времени, из-за чего возникают задержки.

Такими дронами можно управлять со смартфона или планшета, но делать это крайне неудобно. Автоматические функции работают далеко не идеально и требуют ручной коррекции.

Моторы стоят такие же или чуть более мощные, как в самых дешёвых карманных моделях, но, как правило, уже снабжены защитой от перегрузки. Это позволяет выполнять простейшие трюки – повороты и петли. Реже встречается автоматический переворот и безголовый (headless) режим, при котором дрон летит в указанном направлении независимо от собственной ориентации.

Стандартный вариант: запись фото и видео на карту памяти в разрешении от 640×480 до 1280×960. К сожалению, более высокое разрешение часто оказывается лишь программной интерполяцией. Дополнительная опция – трансляция видео от первого лица (FPV) на экран смартфона или планшета. В качестве примера приведём младшие модели Syma, Walkera и JXD.

Летающая вебка
фото: pixabay.com

Их можно рекомендовать как модели для детей, но только при очень ограниченном бюджете.  Если дрон берётся не как игрушка на один сезон, которую не жалко разбить, то есть смысл доплатить и взять беспилотник с более продвинутой «защитой от дурака».

Любительские дроны начального уровня

При цене от $50 до $150 они похожи на модели предыдущего класса, но имеют важные отличия. У них расширенный набор датчиков, да и сами сенсоры более высокого класса. Помимо более серьёзного гироскопа в них часто встречается акселерометр и цифровой барометрический альтиметр.

Моторы обеспечивают большую тягу и быстрее меняют обороты, а микроконтроллер заметно шустрее. Как результат – более отзывчивое управление и возможность выполнять дополнительные трюки (например, бочку или переворот). Зависание на месте, взлёт и посадка – обычно их штатные функции, которые выполняются автоматически по нажатию одной кнопки.

Камера чаще всего стоит с Full HD-разрешением, и её даже можно использовать в практических целях – например, для обследования крыш, труб, антенн и прочих труднодоступных элементов. Такие дроны умеют транслировать вид от первого лица (в том числе на VR-очки), одновременно записывая видео и фотографии на карту памяти. Качественного видео от них не ждите – стабилизация если и есть, то формальная, а шум винтов слышно в записи.

Типичный радиус действия составляет порядка 50 – 100 метров при использовании Wi-Fi и до 500 метров на открытой местности с использованием ПДУ. Примеры: Pilotage Discovery, младшие дроны серии Hubsan X4, JXD 5xx, Ryze Tech Tello, Syma и MJX.

Любительские дроны начального уровня
фото: Thijs RC

Это хороший вариант, чтобы приобщиться к миру сверхмалой авиации без значительных затрат. Ошибки пилотирования неизбежны, и лучше поработать над ними с простыми моделями, чем сразу угробить навороченный DJI.

Дроны среднего уровня

Стоят от $150 до $250. Такие модели избавлены от детских болезней своих дешёвых собратьев и не требуют глубокой доработки для комфортного использования. Как правило, они сразу имеют хорошую защиту, приёмник GPS и продвинутый микроконтроллер. Это наделяет их автопилотом и совершенно новыми функциями. Среди них наиболее востребованы следующие:
– режим облёта заданной точки (orbit);

– удаление и автоматический возврат (boomerang);

– полет по заранее указанному маршруту (flight plan).

Однако у многих моделей эти функции разблокируются за отдельную плату.

Встроенная камера в дронах среднего уровня часто оснащается более светосильной и резкой оптикой со стабилизатором, но самое главное – она умеет снимать с высокой частотой кадров. При FPS менее 60 кадров/с запись спортивных событий просто теряет смысл.

Примеры: Hubsan X4 Air Pro,  Zerotech Dobby и Keyshare Kimon

Дроны среднего уровня
фото: GBLynden’s RC

Дроны такого уровня проработают не один год, подарят интересные снимки из поездок и помогут по-новому взглянуть на родные места с высоты птичьего полёта. Их также можно использовать в гонках с видом от первого лица из-за впечатляющей скорости горизонтального полёта.

Полупрофессиональные модели

При цене в районе $250 – 500 они занимают промежуточное положение между продвинутой игрушкой и беспилотником как рабочим инструментом. С одной стороны, это любительский класс, максимально доведённый до ума. За эти деньги вы получаете беспроблемное управление, чёткие снимки и красивые видеоролики. С другой стороны – это именно переходное решение, поэтому отнеситесь к выбору особенно внимательно.

Если вы любитель, то иногда рациональнее взять более дешёвую модель в расширенной комплектации. Например, добавить Wi-Fi репитеры и увеличить дальность полёта с видеолинком. Если же вы хотите зарабатывать фото и видеосъёмкой, то наверняка есть смысл доплатить именно за профессиональную модель. Иначе вы просто не справитесь с определёнными видами заказов.

Примеры: JYU Hornet 2 Aerial Version 4K FPV и Xiaomi Mi Drone.

Полупрофессиональные модели
фото: Android Central

Рекомендуются состоятельным фанатам мультикоптеров, желающим получить максимум функций «из коробки», но не переплачивать за профессиональную модель.

Дроны профессионального уровня

Стоят от $500 до нескольких тысяч долларов в зависимости от назначения. Одни ориентированы на участие в гонках, другие на доставку грузов (коммерческие модели). Многие из них способны длительно удерживать в воздухе внешнюю камеру (как минимум GoPro или беззеркалку, реже – DSLR) на подвесе со стабилизацией. Часто применяются для фото и видеосъёмки различных мероприятий, рекламных роликов, музыкальных клипов и фильмов.

Буквально нафаршированы датчиками, среди которых есть оптические сенсоры, лазерные дальномеры, ультразвуковые сонары и стандартный набор из гироскопа, акселерометра и барометра. Имеют мощный бортовой компьютер, иногда с системой распознавания объектов и автоматическим следованием за выбранным. Способны самостоятельно облетать препятствия и эффективно избегают столкновений. Возвращаются в точку взлёта даже при полном пропадании сигнала от приёмника, автоматически возвращаются и мягко садятся при низком заряде аккумулятора.

Гоночные модели имеют очень мощные моторы с многоуровневой защитой и ёмкие батареи с быстрой заменой. Обладают высокой скоростью горизонтального полёта (свыше 20 м/с у отдельных моделей), способны резко набирать и сбрасывать высоту (более 7 м/с). Они выполняют все мыслимые трюки, большая часть из которых записана в виде макросов и вызывается нажатием одной кнопки.

Профессиональный сегмент дронов для фото и видеосъёмки практически полностью занимают дроны DJI. Альтернатива – модели от Parrot и AEE.

Дроны профессионального уровня
фото: pixabay.com

Профессиональный дрон выбирается под конкретную задачу. Как правило, его покупка сопряжена с регистрацией, оформлением разрешений и приобретением дополнительного оборудования. Он может оказаться напрасной тратой денег, если вы не планируете использовать его для получения прибыли. С развлекательными функциями вполне справляются и более дешёвые модели, а беспилотники с МВМ до 250 грамм избавляют от юридических сложностей в России и большинстве стран мира.

Вместо заключения

Указанные здесь ценовые критерии очень условны. Постоянно появляются новые модели и меняются комплекты поставки старых. На зарубежных торговых площадках часто можно найти дроны в полтора-два раза дешевле, чем в российских магазинах. Обращайте внимание на то, какую массу может поднять дрон в базовой комплектации. Это влияет на возможность выбора обвеса – установку защиты, дополнительных аккумуляторов, подсветки, антенн с большим коэффициентом усиления и внешних камер. Оцените доступность запчастей. Дроны быстро ломаются, и не всегда удаётся обойтись одной заменой винтов.