Экспорт услуг в сфере высоких технологий впервые в истории России превысил импорт. Увеличение объема экспорта услуг — одна из важных целей. До 2024 года его стоимостной объем должен вырасти до $100 млрд., пишут «Известия».

За январь-июнь 2018 года Россия продала за рубеж услуги на $30,9 млрд. Это на 14,4% больше, чем годом ранее, и максимальный показатель с 2014 года. При этом за II квартал, по предварительной оценке ЦБ, Россия поставила за рубеж услуги на $16,8 млрд (+13,7% по сравнению с прошлым годом).

Объем продаж услуг в сфере ИТ за первое полугодие составил $2,55 млрд, а объем закупок — $2,52 млрд. Положительное сальдо пока небольшое, однако говорит о переломе исторического тренда. Он связан, с одной стороны, с усилиями российских ИТ-компаний по продвижению своих услуг на зарубежных рынках, а с другой, с реализацией программы импортозамещения.

Особенно заметен прогресс российских разработчиков в сегменте игр, мобильных приложений и интернета вещей. Несмотря на очевидную переориентацию на рынки развивающихся стран (например, крупнейшая в России ассоциация софтверных компаний открыла в прошлом году представительство в Индии), основными заказчиками остаются американские и европейские покупатели. Такой вывод можно сделать, если проанализировать портфолио крупнейших российских разработчиков.

Впрочем, далеко не весь объем ИТ-услуг, проданных за границу, попадает в поле зрения статистических органов. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в статистике не отражено более половины оборота.

В целом, структура экспорта остается в рамках тренда последних пяти лет. Так, на транспорт пришлось 33,8% в общем объеме проданных за границу услуг, туризм занял 17,5%, строительство — 8,4%, ИТ и телекоммуникации — 8,2%.

Надежды возлагают и на экспорт ПО. Какие российские разработки востребованы за рубежом?  В первую очередь, те, что связаны с информационной безопасностью — криптография, защита данных, поиск и обезвреживания зловредных программ.

“Выстреливают” и развлекательные сервисы, такие, как, например, сделанное россиянами мобильное приложение Prisma для обработки фотографий, взорвавшее социальные сети в 2016 году.

Однако,  как признают эксперты, что мы не всегда умеем делать продукты, востребованные на международном рынке, и этому нужно учиться. Поддержка государства здесь играет не последнюю роль.

“Нужно уметь отбирать потенциально успешных разработчиков – это не обязательно должны быть стартапы, а и успешные  устоявшиеся ИТ-компании. помогать им делать шаг наружу, участвовать в международных мероприятиях и конференциях”, — считают в РАЭК.