Пилотный проект по созданию цифровых профилей россиян запустят в апреле-мае 2019 года, сообщает ComNews. Обкатывать систему будут на электронной выдаче кредитов, оформлении полисов ОСАГО и КАСКО. В проекте участвует 16 крупнейших банков из топ-30, в том числе ПАО “Сбербанк” и АО “Альфа-Банк”, три страховые организации, ФНС, Росреестр, МВД, Пенсионный фонд России.

Цифровые профили разработают на основе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для россиян инициатива означает быстрый доступ к личной информации в цифровом виде, возможность использовать данные, а именно – предоставлять к ним доступ государству и бизнесу либо отказывать в нем, возможность иметь персональные архивы, а также электронные подписи.

Цифровой профиль даст возможность гражданину хранить 57 атрибутов сведений. Кроме того, в рамках пилота запланировано отработать “технологию согласия”. Идея в том, чтобы граждане имели право отзывать персональную информацию, могли видеть, какие организации запрашивают о них данные, могли дать не 57 атрибутов сведений, а 40 из них или 30. Финансовый рынок был выбран для проекта как наиболее продвинутый с точки зрения технологий. Пилоту будет предшествовать, постановление правительства, которое зафиксирует основные параметры проекта.

В октябре-ноябре 2019 г. цифровой профиль будет действовать в связке с данными в ФНС, Росреестре, МВД, Пенсионном фонде России. Затем к рабочей версии подключат банки и граждан, у которых авторизированы профили в ЕСИА.

Само пилотирование будет проходить в декабре 2019 г. – марте 2020. Проект совместят с Национальной системой управления данными. Вторым этапом пилота станет подключение к цифровым профилям юрлиц.

У данной идеи сейчас много как сторонников, так и противников. Последние считают, что сбор огромного количества информации о гражданах — прямой путь к нарушению личной свободы людей, это может негативным образом повлиять и на состояние общественных отношений. Цифровой профиль в перспективе можно использовать не только лишь для скоринга, но также и для навязывания услуг.

Невозможно полностью предусмотреть, какие данные необходимо запретить к передаче. Например, если введен запрет на разглашение диагноза, то факт посещения какого-то специалиста может быть раскрыт и использоваться для предоставления коммерческих услуг фармацевтических компаний.

В настоящее время за централизацию собираемых о пользователях данных критикуют Facebook и Google. Проект такого рода, реализуемый силами государства, будет вызывать негативное отношение у правозащитников и обычных граждан. Если у коммерческих организаций будет доступ к таким данным, то неизбежно станут возникать спорные ситуации. Правда, если все грамотно реализовать, то платформа даст возможность минимизировать разночтения и дублирование данных различными государственными системам, пишет Хабр.