Почему Цукерберг и Дорси прониклись симпатией к блокчейну?

«Оставьте программистов один на один со своими устройствами, и они восстановят Советский Союз».

Эти слова принадлежат Пристону Макафи (Preston McAfee) – экономисту, в разное время занимавшему высокие должности в компаниях Microsoft, Google и Yahoo. Заявление относится к наблюдающейся сейчас среди компьютерных специалистов тенденции поддерживать централизацию в качестве наиболее эффективного принципа разработки компьютерных систем.

По его мнению, децентрализованные сети, подобные тем, что основаны на модели блокчейна, могут обеспечить более позитивные социальные результаты, несмотря на относительную неэффективность их структуры командования и управления. Поразмышлять над этой идеей весьма полезно, так же как и о яркой метафоре Макафи, относящейся к текущему состоянию интернета.

Экономист говорит о возникновении некой ответной реакции, направленной против «надзорного капитализма» и распространенной сейчас тенденции использования пользовательских данных в качестве информации для рекламодателей. Не важно, является эта реакция политическим давлением или восстанием пользователей, она ведет компании к переосмыслению действующих моделей бизнеса. Поэтому вполне возможно, что интернету предстоит столкнуться со своей «Берлинской стеной».

Именно поэтому ряд принципов, лежащих в основе технологии блокчейна и криптовалют, находят новый отклик в стратегиях развития бизнеса операторов платформ социальных сетей.

Симпатия к децентрализованным моделям

Особенно большое внимание в этой сфере в последнее время привлекает к себе Facebook. Руководитель компании Марк Цукерберг недавно опубликовал сенсационное заявление, подчеркивающее «ориентированную на конфиденциальность идею соцсетей», и предлагающее принять сквозное шифрование пользовательских данных в Facebook, Instagram и WhatsApp.

Также, во время интервью с профессором права Гарвардского университета Джонатаном Зиттрейном (Jonathan Zittrain) Цукерберг размышлял о перспективах использования технологии блокчейна в Facebook, заключающихся в том, чтобы позволить децентрализованным логинам без серверов действовать в качестве аутентификаторов. Одновременно с этим появилась новость о том, что Facebook занимается разработкой собственной цифровой валюты для осуществления внутренних расчетов между пользователями и обмена на криптовалютных биржах.

Не отстает от него и гендиректор Twitter Джек Дорси (Jack Dorsey), также демонстрирующий доверие к криптовалютной отрасли. Так, Дорси заявил, что биткоин станет ни много ни мало, а «нативной валютой интернета», инвестировал в криптопроект Lightning Labs, занимающийся разработкой платежных каналов для биткоина с использованием решения Lightning Network, а недавно объявил, что принадлежащая ему платежная компания Square примет на работу криптовалютных разработчиков и будет выплачивать им зарплату в биткоинах.

Тем не менее, далеко не все верят, что компании соцсетей, сколотившие свои состояния на централизованной модели, аккумулирующей данные пользователей, примут решение полностью от нее отказаться. В частности, Facebook уже подвергся критике со стороны аналитиков, заявивших, что компания не сможет изменить свою модель бизнеса. Скептики, в число которых входит криптовалютный энтузиаст Дэвид Чаум (David Chaum), считают, что заявления Цукерберга о децентрализации и конфиденциальности – не более чем хорошо продуманный маркетинговый ход. С другой стороны, уход из компании нескольких топ-менеджеров, включая тех, кто курировал разработку модели централизованного сбора данных для предоставления аудитории рекламодателям, наводят на мысли о серьезности намерений Цукерберга.

Ветер перемен

Ясно одно –  предпосылки для перемен существуют, и не важно, являются ли они реальными или пока воображаемыми. Точно так же как граждане страны, достигшие наивысшей точки терпения и восставшие против действующих в собственных интересах политических лидеров, пользователи платформ соцсетей все чаще начинают демонстрировать признаки того, что не собираются терпеть злоупотребление своими данными.

Очевидно, что без пользователей компании функционировать не смогут. Именно поэтому они рассматривают возможность применения измененной модели, в которой пользователи будут являться не продуктом, а потребителем. Остается вопрос, смогут ли такие компании зарабатывать на модели, в которой узлы сети не будут контролироваться центральным органом.

Как бы то ни было, к централизованным системам интернета приближается ветер перемен. Смогут ли нынешние игроки выжить в новых условиях или им придется покинуть сцену, неизвестно. Интересно будет понаблюдать, кто (и что) придет на смену, и насколько гладко пройдет переход в новую эпоху.

Разработчикам децентрализованных решений, наподобие тех, что основываются на технологии блокчейна, также есть над чем подумать в сложившейся ситуации. Какие модели управления подойдут для того, чтобы пользователи смогли иметь достаточную степень автономности, даже в случае появления новых централизованных компаний, способных извлечь выгоду из новой парадигмы?

Источник